231
18). Резкое изменение Павла, выразившееся в его проповедях «об Иисусе, что Он есть Сын
Божий», в синагогах (евр. «собрание людей», а также «дом, где собрание имело свое
помещение») вызывало недоверие и удивление слышавших, говоривших: «Не тот ли это
самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? Да и сюда пришел, чтобы вязать
их и вести к первосвященникам» (Деяния 21:22). Но это изменение вызвало также и
ненависть со стороны иудейских первосвященников и членов синедриона, которые
предпринимали попытки убить Павла. Ярость иудеев довела его до заключения и поездки в
Рим на суд кесаря.
Павел понял смысл евангельского пришествия Иисуса Христа, Сына Божия и
Сына Человеческого (как Сам Иисус называл Себя, подчеркивая этим Свою сопричастность
людям), примирившего Собою все творение с Творцом. Чтобы это стало известно и
язычникам, Павел, посчитав все мирские блага – свое общественное положение, образование
– «тщетою», по сравнению с призванием Бога, стал апостолом для язычников, проповедуя
Единого Бога и указывая путь к общению и единению с Ним через Иисуса Христа, благодаря
Которому Он стал доступен для всех и иудеев и язычников. Павел ясно определил значение
закона Моисея как водителя ко Христу, прообразам и установлениям которого должно было
отпасть, когда во Христе является новая жизнь. Он проповедовал в центральных местах
языческого мира: в Ефесе, Коринфе, Риме и Афинах. Причем, как он сам говорит,
проповедовал Христа распятого:
«Для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же
призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что
немудрое Божие премудрее человеков и немощное Божие сильнее человеков»; «Бог избрал
немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить
сильное»; «И слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости,
но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на
силе Божией» (1 Послание Коринфянам 1:23-25; 27; 2:4-5).
Знак креста проходит через всю историю человечества, символизируя древнюю
идею, что весь мир был сотворен вокруг первозданного креста. Поэтому вариативные
изображения креста встречаются практически во всех древних культурах Египта, Вавилона,
Индии, Китая. Индейские жрецы Мексики и Центральной Америки поклонялись богу ветров
и Солнца Кецалькоатлю («пернатый змей»), который вышел из моря, принеся с собой
таинственный крест, ставший священным символом у майа и инков.
Слово «крест» (лат.
crux
) первоначально обозначало вообще позорный столб, или
столб мучения, который мог иметь различную форму. У некоторых древних народов
преступников привязывали к столбу за руки над головою и выставляли их таким образом на
всеобщее обозрение в ожидании смерти от голода. Персидский царь Дарий, чтобы ускорить
смерть, насаживал на заостренный конец бревна живого человека (так было убито 3 тысячи
жителей покоренного Вавилона). Наказание через распятие являлось медленным и
мучительным убийством человека и было общепринятой смертной казнью у римлян для
самых тяжких преступников: разбойников, мятежников и тому подобных. Распятие,
благодаря римлянам, было введено в римских колониях, в частности в Палестине. После
бичевания ременной плетью приговоренный к распятию был обязан сам нести свой крест до
места казни, которое находилось вне города, около большой дороги. Там с приговоренного
снимали одежду и распинали, прибив к столбу дощечку с указанием вины. Перед распятием
осужденному предлагалось выпить крепкий напиток: «Дайте сикеру погибающему и вино
огорченному душою» (Притчи 31:6). Смерть наступала после ужасных мучений и очень
медленно: в большинстве случаев распятый жил более 12 часов, а иногда смерть наступала
лишь на третьи сутки. Поэтому перебивание голеней считалось смягчением наказания, т.к.
это укорачивало мучения. Мертвые тела оставляли висеть на кресте на растерзание диким
зверям или для гниения. Евреи обычно снимали их и хоронили. Иисус Христос во
исполнение пророчеств о Нем и о том, каким образом Он искупит грехи человечества, был
распят на кресте (на дощечке было написано: «Царь иудейский») и умер довольно скоро,