216
остальных во всех отношениях. Например, мистик может долгое время воздерживаться от
еды, считая, что если природные силы, содержащиеся в человеке, будут приводить в
движение не хорошие вещества, а дурные, то хорошие вещества, сохраняясь, будут слабее
разлагаться и не будет нужды обновлять их. Авиценна писал в «Книге указаний и
наставлений»: «Когда умиротворенная душа подвергает испытаниям телесные силы, то они
следуют ей в выполнении ее функций независимо от того, есть в них необходимость или нет.
Чем напряженнее испытания, тем сильнее притяжение и подчинение этих сил ей». Ибн Сина
также пишет о деяниях, или чудесах, которые возможны для мистика, но невозможны для
простого человека. Источником такой силы служит душа: «Чем сильнее душа, тем меньше
сила, притягивающая ее к другим факторам, и тем прочнее их взаимосвязь. Но может быть и
наоборот. Точно также, чем сильнее душа, тем меньше она подменяет чувственные факторы
и тем больше отчуждает от себя излишние действия. И чем мощнее душа, тем сильнее
упомянутое состояние. А если она закалена в упражнениях, то ее противостояние вещам
незакаленным и воздействие на них возрастает еще сильнее». Эти душевные силы являются
одним из трех источников удивительных явлений, происходящих в мире. Колдовство
относится именно к этому явлению. Второй источник – свойства первичных элементов. Они
и определяют волшебство и фокусничество, творимые мистиками. Третий источник –
небесные силы, которые вступают во взаимодействие с природой земных тел, отличающихся
по положению, или с силами земных душ, отличающихся соответствующими
пространственными положениями, влекущими за собой свершение удивительных явлений. И
это источник ясновидения.
Гностическая концепция суфизма Центральной Азии и Ирана исламского периода
включала также идеи Платона, неоплатоников и способы доказательства и логических
рассуждений Аристотеля. Суфии, хотя и выступали с критикой многих положений
официальной религии, все же для оформления своих взглядов и идей пользовались цитатами
из Корана и преданий о пророке Мухаммеде. Это была практически повторенная ситуация
начала нашей эры, когда формировался гностицизм.
Гностицизм – термин, обозначавший
учение, в которое развились религиозно-философские тенденции ко II веку н.э. Основывая
свое учение на синтезе каббалы, зороастризма, религий Вавилона и Египта и
древнегреческой философии, приверженцы гностической системы верований и
соответствующего образа жизни учили видеть в христианстве первый шаг на длинном пути к
«знанию», притязая на знание особого «тайного» смысла Библии, часто противоположного
тому, что написано, «уклоняясь от простоты во Христе», по словам апостола Павла.
Гностики (
gnostikos
«тот, кто знает») рассматривали материальный мир как не имеющий
никакой ценности, а тело считали тюрьмой для души и исчерпывающий ответ на все запросы
человеческого духа видели в мистическом озарении. Они отрицали существенное значение
греха для человека, а предлагаемое ими «знание» сводилось к упражнениям в мистицизме и
отречению от мира. Иисуса они считали сверхъестественным учителем, который выглядел
как человек, хотя и не был им в действительности: воплощение и искупление были ими
отвергнуты, а призыв Христа к жизни в
святой
любви подменялся в каждом частном случае
либо аскетизмом, либо вседозволенностью. В противоположность гностицизму Библия
говорит о «познании» как личном знании Бога и Его воли. Это знание, получаемое в
индивидуальном опыте, имеет интеллектуальный (познание истины о Боге), волевой (вера,
продуцирующая сознательное подчинение и поклонение Богу –
соответственно
познанной
истине) и нравственный (следование справедливости и любви, в основе которых лежат не
чувства) аспекты. Знание зиждется на завете с Богом и имеет двусторонний характер:
человек знает Бога как своего Господа, как следствие того, что Он знает человека.
Авиценна в своем учении подвел итоги накопившимся знаниям в философии,
астрономии, медицине от античности до своего времени, изложив его в 450 сочинениях,
большая часть из которых погибла еще при его жизни.