217
Свое учение Авиценна мог проверить ценой собственной жизни. Показательным
является двустишие, которое Ибн Сина, умирая в полном сознании, продекламировал как
итог всей его напряженной жизни и учения:
Мы умираем и с собою уносим лишь одно –
Сознание того, что мы ничего не узнали.
Его медицинские сочинения комментировались как мусульманскими, так и
христианскими и еврейскими врачами. «Канон врачебной науки» стал одним из
руководящих медицинских сочинений средневековья, которое было переведено на
латинский язык и выдержало 15 изданий в XV веке, в XVI – еще 20 изданий, в том числе и на
арабском языке. В европейских университетах изучение и преподавание медицины
основывалось на сочинениях Авиценны до XVII века. Врачи в Европе использовали Канон в
качестве рекомендаций вплоть до XVIII века. На Востоке же по нему иногда лечат до сих
пор.
В «Каноне врачебной науки» отражены основные принципы диагностики и
лечения Авиценны.
В основе распознавания и лечения болезней у Ибн Сины лежит принцип
определения типа натуры (конституции, индивидуальных особенностей) больного, затем
определение природы болезни и после этого, как следствие, назначение соответствующего
лечения, которое должно действовать противоположно причине болезни и приводить к
норме естественную натуру больного человека.
Как причины болезней, так и лекарства, да и само человеческое тело,
представлены четырьмя основными элементами (их свойствами Ибн Сина пользуется как
основополагающими в дальнейшем). Это вода, воздух, земля, огонь. Причем вода выступает
здесь как представитель влажности, воздух – сухости, земля – холода, огонь – тепла.
Натура – одно из основных и важнейших понятий, которыми оперирует и Сина.
Он определяет натуру человека как качество, возникающее от взаимодействия
противоположных сил, когда они находятся в равновесии и постоянстве. Натуру, как ее
определил Авиценна, можно приравнять к современному нам понятию конституции,
индивидуальных особенностей организма того или иного человека.
Натуры людей, согласно Авиценне, представляют собой комбинацию
находящихся в равновесии первоэлементов, или первичных сил. Теплота уравновешивается
в организме холодом, влажность – сухостью. Таким образом, истинно уравновешенная
гармоничная натура – это такая, в которой равновесие сил является симметричным. Однако
чаще всего натуры людей не бывают абсолютно совершенными и нередко равновесие в этих
парах противоположностей бывает смещенным. Например, сухость преобладает над
влажностью или холод – над теплотой.
Согласно Авиценне специфической натурой обладает не только организм человека
в целом, но и каждый орган тела человека. Так, например, он пишет о заболеваниях почек:
«Почки могут страдать от болезней натуры, закупорок, которые выражаются в появлении
камней в почках, а также от опухолей, язв и болезней, вызванных различными травмами.
Расстройство натуры почек в основном связано либо с преобладанием теплоты,
либо с избытком холодности натуры почек. При избытке теплоты почек у больного
наблюдается моча, окрашенная в красный цвет. При осмотре больного в области почек не
отмечается жира. Такие люди часто испытывают жажду, склонны к появлению горячих
опухолей в почках, а также обладают сильным половым влечением.
При лечении чрезмерной теплоты почек используют молоко ослиц и коз, которых
предварительно кормили холодными по натуре овощами. Можно давать больным также
коровье масло и все выжатые соки и слизи. Иногда рекомендуются также клизмы из
холодной воды с маслом. Для лекарственных повязок на область почек используют
холодные масла и камфару.