Стр. 214 - 2

Упрощенная HTML-версия

214
Возникновение мира Ибн Сина объясняет посредством теории эманации (истечения). По его
учению, необходимое бытие есть сущность мыслящая, а следовательно, и познающая.
Необходимое бытие познает само себя. Это его знание о самом себе есть первое,
обусловленное причиной бытие. Это первое, обусловленное причиной бытие также есть
сущность мыслящая, или разум, который познает, с одной стороны, Бога, а с другой – сам
себя, как в отношении своей актуальности, так и в отношении потенциальности. Поскольку
разум познает Бога, то из него происходит как следствие этого познания вторая мыслящая
сущность, или второй разум. Поскольку первый разум познает сам себя в своей
актуальности, из него возникает соответствующая второму разуму мировая душа. А так как
она познает себя и в своей потенциальности, то следствием этого познания является
соответствующая мировой душе мировая сфера, или жизнь. Таким образом возникают
порождения второго разума. Вследствие познания первого разума второй разум порождает
третий разум, который, познавая себя в своей актуальности, порождает душу второй
небесной сферы, а познавая себя в своей потенциальности, он порождает тело этой второй
небесной сферы. Весь этот процесс порождений завершается порождением человеческого
разума, излучающего отдельные мыслительные формы. Последние же порождают
воспроизводимые чувствами вещества и предметы, к которым относятся и люди.
2. Как общефилософскую проблему соотношения духовного и материального
начала в человеке. Исходя из учения Аристотеля (прежде всего «О душе») Ибн Сина
рассматривает душу как начало, оживотворяющее тело, обеспечивающее ему способность к
росту, к размножению, к усвоению пищи, к волевому движению и разумному (не
животному) познанию. Он делит все сущее на органическую природу (растения, животные и
человек) и неорганическую (минералы). При этом неорганическая природа предшествует во
времени (время у него материально и объективно и есть форма бытия всякого тела и связано
с каждым видом движения; оно выступает также в форме количества движения тел; оно не
существует в качестве особой реальности, как и место у Аристотеля, и его бытие не следует
связывать с наличием разумной души, как это делал Аристотель) органической. Таким
образом, он развивает мысль Аристотеля о происхождении жизни из неживой материи в
противовес распространенной античной концепции гилозоизма, согласно которой все в мире
живет, только степень жизненности и одухотворенности в явлениях мира различна. В
природе Авиценна различает три вида души – растительную, животную и человеческую
(говорящую), которые генетически связаны: высшие виды души возникают на основе
низших, но к ним не сводятся, т.е. он подходит к мысли об эволюции форм жизни от
низшего уровня к высшему. В трактовке растительной и животной души он повторяет
учение Аристотеля, изложенное в его сочинении «О душе», и пишет: «Каждый человек
знает, что я есть я и все эти органы подчиняются мне. Я уверен, что эти орудия мои (речь
идет о глазах, ушах, ногах, руках и др. органах тела), и я использую их для выполнения
различных функций. Если бы не было нужды, то я не нуждался бы в этих органах. Я есть я, и
я не являюсь этими органами… И цель того, что я познаю себя, что я есть я, состоит в том,
что, когда я твержу, что я ощущаю, я мыслю и я работаю, – все эти качества я отношу к той
вещи, которую я назвал» («Психология или наука о душе»). Так Авиценна решил проблему
соотношения материального и духовного через единство человеческого «я», отметил
практическую роль органов чувств и органов деятельности. Единство «я» достигается
чувственным («я ощущаю»), интеллектуальным («я мыслю») и практическим («я работаю»)
путями. Посредством этого триединства человек утверждается в мире.
3. Как проблему познания человеком внешнего и внутреннего мира. Определенное
влияние на формирование мировоззрения Ибн Сины оказали зиндики (маги, пророки).
Сначала этим словом называли знатоков и комментаторов Авесты, а затем всех тех, кто не
был мусульманином. Их относили к вере зороастризма. Ортодоксальное духовенство
боролось против них, поскольку они были серьезными оппонентами официальной религии.
К ним стали причислять всех не только не-мусульман, но и не-сунитов, а также шиит-имитов