213
здоровья и, чтобы успокоить боли, спазмы и эпилепсии, совершал промывание. В один из
дней он попросил, чтобы делали промывание двумя частями яиц ящерицы, обладавших
исцеляющим действием на язву желудка. Однако один из приближенных, который
намеревался вылечить его, смешал вместе с яйцами ящерицы и ее гной. И я в то время не
присутствовал и не знал, сделал он это умышленно или по незнанию. Сам шейх, чтобы
устранить боль, принимал метардитус. Вдобавок ко всему этому один из слуг, который был
обижен на шейха, положил в метардитус чрезмерное количество опиума и опоил шейха.
В таком состоянии его повезли в Исфахан, и он стал заниматься самолечением и
ослаб до такой степени, что не в состоянии был подниматься и стоять на ногах. В результате
усиленного самолечения его состояние несколько улучшилось, и он пошел на собрание к
Ала ад-Дауле. Он не оберегал себя и не придерживался диеты. И таким образом иногда в
добром здравии, а иногда больной, он продолжал свою жизнь.
Все это продолжалось до тех пор, пока Ала ад-Даула не решил поехать в Хамадан;
и шейх тоже отправился вместе с ним. На полдороги его состояние ухудшилось, и, как
только доехали до Хамадана, он почувствовал, что иссякли силы и болезнь победила.
Никакого эффективного лечения не оказалось. Он потерял надежду на выздоровление и не
стал оказывать болезни никакого сопротивления. Он сказал, что его тело перешло в такое
состояние, что на него не действует лечение. Пробыв несколько дней в таком состоянии, он
умер. Он прожил пятьдесят семь лет».
Один из французских востоковедов восторженно писал: «Авиценна, бесспорно,
был одним из величайших гениев и энциклопедистов, которые когда-либо существовали на
земле… Одни только названия его трудов свидетельствуют о необычной научной
плодовитости. Если учесть, что он прожил всего пятьдесят восемь лет, что ему пришлось
много странствовать и скрываться и что он при этом не лишал себя и земных радостей, то
трудно понять, каким образом ему удалось найти время для подобной работы… После
смерти Авиценна приобрел такой огромный авторитет, что начиная с XII века при изучении
философии и медицины его труды стали предпочитать трудам его предшественников. Его
труды приобрели известность даже в школах Европы. Стиль ясный, живой, образный и очень
четкий» (цит. по М.Н. Болтаеву).
Арабская литература отмечает десять сочинений Авиценны по астрономии,
естественным наукам и алхимии. Хотя Б. Рассел назвал его величайшим мусульманским
философом, само мусульманство усмотрело в учении Авиценны ересь и предало его
проклятию. Не так отнеслись к нему средневековые еврейские мыслители (особенно мистик-
каббалист Албалаг). Благодаря их переводам и комментариям, Авиценна стал хорошо
известен западному миру в эпоху Возрождения как богослов-философ, спиритуалист и
мистик. Учение Ибн Сины о бытии (онтология) послужило основой его воззрений на
соотношение души и тела. Это соотношение он рассматривал в четырех аспектах:
1. Как проблему возникновения жизни и эволюции ее форм. Первопричиной
возникновения всего существующего Авиценна считает Бога, Который, согласно его учению,
совечен бытию материи. Однако причина становится действительной лишь тогда, когда она
производит следствие. Следовательно, Бог как первопричина мира является необходимо
Сущим лишь тогда, когда Он порождает следствие – материальный мир. А поскольку Бог
вечен, тогда следует, что и мир вечен, как Его необходимое следствие. Далее, отделяя
Творца от Его творения (что противоречило Священным Писаниям), Авиценна приписывает
материи возможность являться носителем возникновения мира. Материя как субстрат
возможности есть предположение всякой действительности. Но поскольку возможность
вечна, то и материя должна быть вечной. Ибн Сина, развивая и трансформируя учение
Аристотеля о бытии, доказывает положение о безначальности, несотворенности материи.
Бесконечная возможность форм бытия не зависит от Бога, а связана с материей. Материя же
создана так, что о ней можно сказать, что она существует сама по себе и может существовать
потенциально. Актуальной же она становится благодаря конкретной форме бытия.