211
Еще до встречи с Нотили я прочитал часть «Исогучи» (произведение Порфирия,
являющегося введением в «Категории» Аристотеля) и самостоятельно исследовал
определение категории «рода» и других дефиниций. Нотили никогда о них не слышал,
поэтому выразил свое удивление моими знаниями и дал моему отцу настойчивые советы о
том, чтобы он не поручал мне никаких других дел, кроме занятия наукой…
Затем я стал самостоятельно изучать другие книги и усвоил комментарии к ним. И
это продолжалось до тех пор, пока я не изучил все подробности и тонкости науки логики. У
Нотили еще узнал учение Евклида о пяти или шести фигурах, а остальные фигуры усвоил
самостоятельно.
После этого у Нотили я начал изучение «Альмагесты» (произведение Птолемея,
основоположника геоцентрической картины мира) и, как только закончил изучение основ
этой книги, приступил к изучению ее фигур. Тогда Нотили мне сказал: «Сам изучай ее и
задачи ее реши, а затем покажешь мне с тем, чтобы я установил правильное решение и
ошибки твои». Многие трудности этой книги, которые Нотили до сих пор не замечал, я
увидел; когда я их ему показывал, мы вместе решали их. Затем Нотили покинул меня, и я
приступил к изучению других книг по физике, метафизике; и день ото дня передо мною
открывались моря знаний и просвещения.
Далее я проявил интерес к медицине: изучил многочисленные книги и сочинения
по этой науке, и познал, что это не самая трудная наука, и за небольшое время освоил ее.
Здесь я обнаружил глубокие мысли прежних выдающихся ученых, мыслителей и медиков и
постепенно приступил к лечению больных – и таким путем приобрел большой опыт.
Одновременно продолжил изучение фикха, и было мне в это время шестнадцать лет.
Далее еще полтора года я продолжал изучение логики и всех составных частей
философии. Целыми днями до ночи не было у меня отдыха, и, кроме изучения этих наук,
ничем другим я не занимался. Как только в ходе чтения я сталкивался с трудностями
изучаемой науки, как только чувствовал слабость моих решений, ходил в мечеть и совершал
молитву и обменивался мнениями со знающими людьми в целях решения этих трудностей.
Затем возвращался домой, зажигал свечу, продолжал чтение книг и записей
изучаемых вопросов; и это продолжалось до тех пор, пока не одолевал меня сон и от
слабости не отказывали руки и ноги. В такие моменты я выпивал немного вина; тогда
возвращались силы, и я продолжал изучение книг. Случалось, что засыпал и во сне видел и
решал научные проблемы. И многие сложные проблемы прояснялись и решались мною во
сне. Таким образом работал я до тех пор, пока не изучил досконально все науки. Познал все,
что достигнуто человеческими способностями. И что познал в том возрасте, до сих пор мною
не забыто.
В логике, физике и математике все, что было достигнуто, усвоил… Затем
приступил к изучению метафизики и далее начал чтение книги «Метафизика», и ничего в
ней не было мне понятно. Повторно стал читать, и снова трудности ее не стали ясными для
меня. И более сорока раз читал я эту книгу и почти все выражения запомнил, но основные ее
идеи не стали мне ясными. Не достиг своей цели, потерял надежду, отчаялся и твердил себе,
что нет пути постижения этой книги. Однажды в предвечернее время пошел на базар к
переплетчикам и у них встретил продавца книг. Последний предложил мне купить книгу, а я
отказался от покупки, сказав, что от этой книги нет никакой пользы. Продавец настаивал,
чтобы я купил эту книгу, «ибо она, говорил он, стоит очень дешево и я ее тебе за три монеты
отдам». В этот момент владелец книги очень нуждался в деньгах. Я купил книгу и узнал, что
она является сочинением Абу Насра Фараби («второй учитель», т.е. второй Аристотель;
математик и врач, основатель традиции аристотелизма на Востоке), посвященным началам
«Метафизики».
Я вернулся домой и поспешно приступил к чтению этой книги, и цели ее стали
мне ясными, и познал я, что в ней идет речь о проблемах метафизики. Обрадованный и