Стр. 210 - 2

Упрощенная HTML-версия

210
Самый знаменитый из них – Абу Бакр Мухаммад Ибн Захария Ибн Яхья Рози,
ставший известным в Европе под именем Розес (умер в 925 г.). Он был автором более 270
произведений, многие из которых посвящены медицине, анализу физической и духовной
жизни человека, химии, философии и другим наукам. Большую часть жизни ученый провел в
Багдаде, где основал вместе со своими учениками больницу. Он описал симптомы оспы (до
него их не различали); исследовал воздействие ртути на организм обезьяны; начал применять
в лечении препараты, полученные алхимическим путем. С тех пор в арабской медицине
стали применяться химические методы изучения веществ: дистилляция, сублимация,
кристаллизация, осаждение. Термины, используемые в фармацевтической терминологии,
вполне могли выйти из его сочинений. Например,
elixir
от арабского
al-íksir
«философский
камень». Этот термин связан с гностическим учением, истоки которого восходят к первым
столетиям нашей эры. Потом эликсиром стали называть подслащенный ароматный водно-
спиртовой раствор растворимого лекарственного вещества. Термин
alcohol
от арабского
al-
kuhl
«самое изысканное, высшее» также связан с гностическим учением. Впоследствии этот
термин стал обозначать «воду жизни вина», из которого алхимики получали «дух вина»
spiritus vini
по аналогии с латинским названием
Spiritus
«Дух».
Алхимики именовались так
по аналогии с мидийскими магами или жрецами Древнего Египта, которые владели
знаниями в области превращения веществ.
Приступая к изучению медицины, Ибн Сина прежде всего изучал труды Рози,
особенно «Всеобъемлющую книгу о медицине» («Аль-Хови»). Религиозные писания,
произведения и трактаты крупных ученых государства Саманидов, древних восточных
мыслителей в сочетании с трудами древних греков, в первую очередь Платона и Аристотеля,
также служили основой духовной и интеллектуальной среды, в которой происходило
формирование Авиценны, о чем он говорит в автобиографии. По свидетельству
средневековых историков, Ибн Сина – единственный среди философов и ученых X века, кто
написал свою биографию, которая приводится по монографии М.Н. Болтаева «Абу Али Ибн
Сина – великий мыслитель, ученый-энциклопедист средневекового Востока».
Абу Али Хусейн Ибн Абдалах Ибн Хасан Ибн Али Ибн Сина родился в 370 году
хиджры (980 г.) в селении Афшана близ Бухары. Отец Ибн Сины – Абдаллах – был родом из
Балха и занимался финансовыми делами в одном из больших бухарских поселений –
Хармайсане. Ибн Сина писал: «Отец мой был из числа жителей Балха. Во времена
царствования Нуха Ибн Мансура он переехал в Бухару и поступил на государственную
службу: ему предоставили должность правителя селения Хармайсан. Это было одно из
больших селений Бухары. Вблизи этого селения было другое, под названием Афшана. Отец
мой женился на девушке из этого селения. Я и мой брат родились от нее. Затем всей семьей
мы переехали в Бухару. Отец мой нанял для меня учителя по чтению Корана и учителя
литературы. В десятилетнем возрасте я усвоил Коран и с этого времени удивлял учителей
своими способностями и знанием литературы.
По призыву одного из руководителей секты исмаилитов отец вступил в нее. От
исмаилитов я услышал об учении души и разума, узнал основные положения их доктрины, и
брат мой также стал приверженцем этой секты. Я часто слушал споры исмаилитов и
усваивал все, что они говорили. Но мое сердце не склонялось к их учению, несмотря на
призывы принять их убеждения. Иногда у них речь шла о философии, геометрии и об
индийском счете.
Однажды отец послал меня к продавцу овощей, который был знатоком
индийского счета, учиться у него этой науке. В то время в Бухару приехал философ Абу
Абдулла Нотили, и мой отец с надеждой, что тот научит меня философии, поселил его в
нашем доме. Несколько раньше его прихода я пошел учиться к Исмаилу Зохиду, который
был крупным законоведом. У него я изучал мусульманское правоведение и посещал его дом
до тех пор, пока сам не стал мастером по всем приемам ведения спора, аргументации и
судебной речи, которые применялись знатоками шариата.