209
наверное, главному этическому правилу, высказанному Парацельсом: «Сила врача в его
сердце, а основа лекарства – любовь»;
3) лекарь, т.е. тот, кто владеет знаниями лекарственных средств и из всего их
арсенала может выбрать наиболее подходящие согласно одной из древних этических
заповедей
Noli nocere
! («Не навреди!»). По сути, это соответствует изначальному значению
древнегреческого «терапия», которое было рассмотрено выше
.
Тогда
врач
–
это человек, призванный на служение, выражающий себя в
выбранном им самим занятии и следующий своему призванию, которое соответствует его
характеру (о чем говорится в трактатах «Закон», «О враче» «Гиппократова сборника»).
Слово «характер» (
character
) в древнегреческом означало «тавро, клеймо» и указывало на
принадлежность скотины конкретному хозяину, затем стало указывать на «особые свойства,
отпечаток, своеобразие» каждого человека, его национальную, родовую и семейную
принадлежность. (Здесь следует напомнить, что в древности источником заработка было
какое-нибудь семейное ремесло, знания которого передавались от поколения к поколению.
Эта принадлежность выражалась в одежде (например, в Египте одежда из разноцветного
материала считалась отличительным признаком людей, наделенных властью и занимающих
особое положение в обществе), прическе, речи и пр., т.е. выражалась всем, что усваивалось
человеком в процессе его формирования. Этимология слова «формирование» указывает на
процесс становления человека, обусловленный вышеназванными тремя составляющими его
принадлежности и объясняемый значениями в латинском языке: 1) придавать вид,
образовывать; 2) развивать, облагораживать, воспитывать; 3) приучать, настраивать; 4)
устраивать, организовывать; 5) делать, изготовлять, ваять, создавать; 6) воображать,
представлять. Если исходить из этимологии этих слов, то формирование врача предстает как
организованное
поэтапное
движение
вперед,
обусловленное
изначально
взаимообусловленными эндогенными (внутренняя предрасположенность к призванию,
включающая и желание, и усердие, и смелость, и пр.) и экзогенными (семья, род, народ;
обычаи, традиции) факторами. На каком-то этапе приоритетными становятся эндогенные
факторы, когда человек делает шаг навстречу своему призванию; и это волевое решение, для
которого мобилизуются все его силы, поскольку недостаточно принять решение, надо еще
иметь волю идти по выбранному пути (в древности «путь» имел значение «жизнь»).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Авиценна
(980–1037) Средневековый центрально-азиатский мыслитель Абу Али
Ибн Сина (Авиценна) родился в семье государственного чиновника, служившего в
должности правителя одного из бухарских селений. Бухара X–XI веков была столицей
саманидского государства и крупным центром торговли с Индией, Китаем, Сирией, Ираком,
Русью и другими странами Востока и Запада. В результате распада Арабского халифата
Аббасидов образовались независимые или лишь номинально зависящие от него государства
с династическим правлением. Так, государство Саманидов подчинялось арабским халифам
лишь формально в отличие от государств Саффаридов и Зияридов, которые совсем не
подчинялись халифату. В Бухаре была собрана самая большая на Востоке того времени
библиотека, известная под названием «Савон алхикмат» («Хранилище мудрости»). Центрами
культурной и научной мысли стали «Общества просвещенных» и специальные «Дома
науки», функционировавшие, кроме Бухары, в Самарканде и Хорезме. Наука и просвещение
были доступны многим горожанам. Поездку в Бухару считали добрым делом и говорили, что
тот, кто станет жить здесь, обретет радость жизни. Кто бывает в этом городе, тот находит
вкусную пищу, чистые бани, изящные и красивые дома. В эту эпоху появляется целая плеяда
ученых-медиков, оставивших богатое научное наследие.