206
библиотеки, стали центрами книжной культуры, где проходило обучение и медицине.
Монастыри напоминали египетские храмы, поскольку степень доступности к информации
была у монахов разной в зависимости от их ранга.
В X–XI веках паломники в восточные страны, а также рыцари-крестоносцы
получали приют и помощь в обителях «подвижного братства» – госпитальеров, откуда
современное «госпиталь». Они организовали целую сеть заведений, известных под их
именем (госпитали в Европе и на Святой земле), в Антиохии, Иерусалиме и других городах
Востока. Традиция образования монашеских орденов, в том числе и для ухода за больными,
продолжилась в эпоху Возрождения и Нового времени: в 1534 году возник орден братьев
милосердия, а в 1627 году – орден сестер милосердия. Хотя уже в XII веке в европейских
городах появились больницы, основанные светскими лицами; с середины XIII века они
перешли в ведение монашеских орденов. В таких приютах, расположенных на окраине
города, у городской стены или перед городскими воротами, как правило, были чистые
постели и хорошая пища, тщательный уход больными. Позже в больницы стали назначать
врачей, не принадлежащих к какому-то определенному ордену. К XIV веку больница
перестала 6ыть церковным учреждением, однако продолжала находиться под
покровительством церкви, поэтому ее имущество считалось неприкосновенным. Это имело
большое значение для организации врачебного дела: состоятельные горожане охотно
вкладывали свои средства в больницы, считая, что они делают богоугодное дело. Больницы
имели возможность приобретать земельные владения, предоставлять ссуды, использовать
запасы зерна в случае неурожая.
Среди известных европейских медицинских трактатов – поэмы Одо из Мена и
Хильдегарды Бингенской. Монах Одо из монастыря Мен на реке Луаре был автором
популярной поэмы о лекарственных травах, состоящей из 77 глав. Немецкая
врачевательница Хильдегарда фон Бинген (1098-1179), аббатисса бенедиктинского
монастыря близ Бингена, написала «Книгу о божественных делах» и два медицинских
трактата: «Слабости различных природных творений» и «Причины и врачевания». В основе
ее медицинских представлений лежало популярное в средневековье учение о человеке как
малом мире (микрокосмосе), включающем в себя все физические и духовные элементы,
которые составляют большой мир (макрокосмос). Явления природы уподоблялись
процессам, происходящим в теле человека: реки сравнивались с кровеносными сосудами,
земля – с плотью, море – с кровью, деревья – с волосами. Подобно тому как чувства
человека, затрагивая сердце, возбуждают в легких и груди жидкость, которая исторгается из
глаз в виде слез, луна или ветры поднимают воду водоемов в виде тумана к небесному своду.
При этом ветры управляют движением небесного свода с востока на запад и планет с запада
на восток. Подобно душе, являющей собой божественную тайну, ветры («крылья
божественной силы» от библейского образа Духа Святого) невидимы.
Первостепенная роль ветра в управлении движением макрокосмоса и
микрокосмоса перекликается с представлениями Древнего Востока и античного мира:
египтяне и греки называли пневмой жизненную силу, которая находится в воздухе. Мудрецы
древнего Китая учили, что «дыхание формирует ци». Формирование ци, жизненной энергии,
определяет значение дыхательной гимнастики в китайской медицине. «Жизненное дыхание»
– прана называется в медицинских трактатах Древней Индии основой существования всех
живых существ. Индусы называли ветер носителем света и звука. И хотя ветер невидим, он
таит в себе могущественные силы, непостижимые для разума. Внутри тела ветер – одна из
трех стихий, из которых, согласно индийской и тибетской медицине, состоит материальное
тело человека. Именно он руководит движением крови и воздуха, а также теми процессами,
которые современная медицина объединяет термином «обмен веществ». Для сохранения
здоровья необходимо соблюдение естественного хода этого движения. Его замедление или
ускорение приводит к болезням.