Стр. 205 - 2

Упрощенная HTML-версия

205
При дворе императора, в провинциях и городах Римской империи служили
главные врачи-архиатры (от греч.
archi
«старший, главный» и
iatros
«врач»). Впервые этот
титул был дан Нероном императорскому придворному врачу. Архиатры объединялись в
коллегии (от лат.
collegium
«союз лиц одной профессии») и находились под контролем
местных властей. Они были обязаны также преподавать медицину в специальных школах,
которые существовали в Риме до VII века. Оскорбление врачей строго каралось по закону.
Состояние общественной жизни Римской империи периода конца I века до н.э. и
начала I века н.э. характеризуют слова Тита Ливия: «…в нравах появился сперва разлад,
потом они зашатались и, наконец, стали падать неудержимо, пока не дошли до нынешних
времен, когда мы ни пороков наших, ни лекарства от них переносить не в силах…
бесславные начала, бесславные концы». Это отразилось и на положении и статусе врачей,
которые все чаще обвиняли друг друга в обмане и корыстолюбии, о чем пишет Гален: «Не на
науку, а только на необходимые рецепты направлено внимание большинства врачей; низкая
жадность делает их способными на всякое постыдное действие. Между разбойниками и
врачами нет другой разницы, как только что первые в горах, а вторые в Риме совершают
свои позорные действия».
С распространением веры в Иисуса Христа, сопровождавшейся свидетельствами
исцеления, а также тот факт, что одним из евангелистов был врач по имени Лука, восприятие
врачебного искусства стало меняться, тем более что люди стали видеть во враче-
христианине человека, которому Сам Бог дает мудрости при лечении больных.
Около семидесяти врачей, живших в разное время, были канонизированы
церковью, например братья-врачи Косьма и Дамиан, жившие во второй половине III века
недалеко от Рима. За исцеления они не брали от больных никакой платы (ибо написано:
«Даром получили – даром отдавайте»), кроме благодарения Бога, Отца Господа Иисуса
Христа, Который силой Духа Святого исцелял страдающих людей в соответствии с
написанным: «Ранами Его мы исцелены» (ветхозаветное пророчество в Исаии 58:5 и
новозаветное исполнение 2 Послание к Коринфянам 11:23). В народе их прозвали
«бессребреники». К их современнику святому Антонию обращались с просьбами об
излечении от гангрены, названной по его имени «Антониевым огнем».
Христианство влияло на развитие не только медицины, но и науки в целом. В
известной фразе Писания о том, что Бог расположил все мерою, числом и весом, видели
свидетельство законосообразности и порядка в природе – творении Бога.
Уже в период поздней античности с утверждением христианства попечение о
больных становится предметом особой заботы церкви. Василий Великий устроил в Цезарее в
370–379 годы целый город для больных, известный под именем Базилия. Позже врачебное
дело достигло высокого уровня в Константинополе, где на церковные пожертвования были
построены лечебницы.
В Европе стали образовываться монастыри. В VI веке монахи ордена св. Лазаря,
сформировавшегося на территории Италии, посвятили себя уходу за прокаженными. От
имени покровителя этого ордена произошло слово «лазарет». Первоначально так называли
организованные монахами приюты и больницы для прокаженных, позже лазаретом стал
называться передвижной военный госпиталь. По распоряжению папы римского Григория
Великого (время понтификата 590–604 гг.) в Европе было построено множество больниц и
столовых для бедных. В VII–VIII веках были организованы при монастырях больницы и
приюты, которые предназначались для братьев; но с увеличением числа странников
(особенно после вторжения норманнов и массового бегства с Британских островов) их
пришлось расширить. Монахи, сведущие в лечебном деле, выращивали и лекарственные
растения. Монастырь часто имел свою аптеку и был центром, где получали помощь жители
окрестных селений.
В период раннего средневековья монастыри, на территории которых находились
скриптории (от лат.
scriptor
«тот, кто пишет» – так назывались переписчики книг) и