Стр. 204 - 2

Упрощенная HTML-версия

204
обстоятельно пишет о зубоврачебном искусстве и дает портрет хирурга: «Хирургу следует
быть молодым или недалеким от молодости; рука его должна быть опытной и никогда не
дрожащей; он должен уметь одинаково пользоваться и правой и левой; его взгляд должен
быть точен и проницателен, сердце – недоступным страху и состраданию; имея главной
целью излечение больного, не давая смутить себя криками, не показывая больше
поспешности, чем того требует случай, и не рассекая менee, чем следует, он должен вести
операцию так, как если бы жалобы пациента до него не доходили».
Цельс подробно излагал содержание трудов Герофила, Эразистрата и других
врачей Александрийской школы, и его сочинение на протяжении столетий было едва ли не
единственным серьезным источником знаний об александрийском периоде развития
медицины (Александрия – город, основанный Александром Македонским в 332 году до н.э.,
стал столицей Египта и во время правления Птолемеев достиг своего расцвета; здесь
сконцентрировалась философская и научная жизнь; отсюда распространялось самое мощное
в то время религиозное влияние на остальной мир посредством Септуагинты (см.
Приложение); после смерти Клеопатры в 26 году до н.э. Александрия подпала под власть
римлян; в 641 г. н.э. город был завоеван турецким халифом Омаром). Цельс разделил
лекарства на общие и специальные. Под общими понимались те, которые рекомендовал
Гиппократ в соответствии с гуморальной теорией: холодные, горячие, сухие и влажные.
Специальными лекарствами назывались такие, которые подбирались эмпирическим путем
для лечения конкретного состояния: кровоостанавливающие (лед, уксус), очистительные
(бычья желчь), стягивающие (квасцы, бура), прижигающие (перец, чеснок) и т.д. В труде
Цельса нашли отражение медицинские представления восточных, в частности индийских,
врачей. Например, считают, что описание четырех признаков воспаления (покраснение,
припухлость, жар и боль) заимствовано им из индийских практатов. Эти заимствования
становятся понятными, если вспомнить о том, что Цельс жил в эпоху позднего эллинизма.
Следствием проникновения индийской медицины в греческую и римскую было и
применение ртути при лечении многих заболеваний. О различных способах приготовления
ртутных составов подробно писал Диоскорид – современник Цельса.
Врачи нигде в древнем мире не пользовались такими привилегиями и почетом, как
при римских императорах: внимание и уважение к их искусству было связано с высоким
уровнем профилактической медицины, которая в последующие столетия была забыта. Уже
первые цари Рима издавали подробные предписания о наблюдении за чистотой в городе, о
периодическом осмотре пищевых запасов, боен и мясных лавок, о наблюдении за чистотой
военных кораблей, устройстве набережных, снабженных стоками, расположении и
устройстве кладбищ. Предметом особой заботы была канализация в городах и устройство
общественных бань. С III–II веков до н.э. в Риме стали появляться свободные врачи, в
основном греческого происхождения. Они пользовались большими привилегиями. Так,
например, когда во время голода 80 тысяч иностранцев должны были покинуть Рим, Цезарь
сделал исключение для врачей и учителей.
Благодаря своей учености врачи часто занимали почетные должности в различных
общественных структуpax и были освобождены от налогов и личных повинностей, например
поставки почтовых лошадей. Благодаря этим привилегиям врачебное искусство стало
привлекать многих римлян. В период царствования Александра Севера (ок. 220–235 гг. до
н.э.) некоторым врачам было назначено жалование, для того чтобы обучали они своему
искусству бедных и способных юношей. Каждая из 14 частей, на которые был разделен Рим,
имела своих врачей. Врачи были также при публичных садах, на разного рода зрелищах, в
цирках и библиотеках. При Августе в постоянных войсках была организована военно-
полевая служба, включавшая в себя и ветеринарные войска для обслуживания лошадей. На
каждом корабле военного флота находился врач, получавший двойное содержание по
сравнению с врачом сухопутных войск.