203
Демокрита и Эпикура, которое нашло отражение в поэме римского философа и поэта
Лукреция Кара «О природе вещей» (см. Приложение).
Атомистического учения придерживался и Асклепиад – один из известных
римских врачей.
Асклепиад (ок. 128–56 гг. до н.э.) был греком, уроженцем Вифинии. Он учился в
Афинах, жил и практиковал как врач в Греции, затем поселился в Риме, где добился
высокого положения и славы.
Человеческое тело, согласно учению Асклепиада, состоит из мельчайших
невидимых частиц, которые находятся в непрерывном движении. Их свободная циркуляция
в организме и является главным условием здоровья. Поэтому на первом месте в образе
жизни человека должно быть движение: прогулки пешком и верхом на лошадях,
путешествия в коляске и на корабле, физические упражнения и растирания холодной водой,
массаж и разумная диета. Желая создать собственную школу, Асклепиад, красноречивый
оратор, друг Цицерона и учитель Антония Музы, во многом возражал Гиппократу. Так,
например, он считал устаревшим периодическое очищение организма с помощью рвотных и
слабительных средств, полагая, что эти процедуры, как и чрезмерное нагревание тела,
истощают организм. Асклепиад основывал свое лечение на положении стоиков: «Всего
лучше жить согласно природе». В этом Асклепиад видел путь сохранения жизненной силы,
ослабевающей с годами. Болезнь, согласно его учению, была прежде всего следствием застоя
частиц в сосудах тела. Его лечебные средства – воздержание от пищи, питье воды, холодные
ванны, активное движение были близки характеру римлян.
Хотя Асклепиад и говорил о том, что лечение должно быть безопасно, быстро и
приятно для больного, рекомендованные им процедуры не всегда доставляли удовольствие.
Парализованных он советовал носить на коврах и раскачивать, чтобы привести в движение
застоявшиеся частицы; больных лихорадкой – подвергать действию света и не давать
заснуть, поскольку «лучшее средство от лихорадки есть сама лихорадка». Каждый метод
применялся к больным строго индивидуально; лекарства назначались редко. Это
направление в медицине было названо методическим. Асклепиад считал, что сведущий в
медицине человек, ведущий здоровый и правильный образ жизни, понимающий значение
движения, сам в состоянии поддерживать свое здоровье и не нуждается в услугах врача.
Являя собой пример подтверждения своей теории, Асклепиад никогда не болел и умер
глубоким стариком в результате несчастного случая.
Последователи Асклепиада, развивавшие его учение, внесли изменение в его
теорию. Они допустили, что мельчайшие частицы, из которых состоят органы человека,
могут быть твердыми и жидкими. Причинами болезней объявлялось их неправильное
смешение, вследствие чего происходит закупорка сосудов. Избыток твердых частиц в
организме приводит к состоянию напряжения, жидких – к состоянию расслабления.
Условием здоровья считается равновесие между ними. Эти идеи способствовали введению в
медицину понятия тонуса, повышение или падение которого способно вызвать заболевание.
Позже появились представления о том, что тонус находится в зависимости от нервной
системы. Отношение к нему было противоречивым: одни называли его шарлатаном, другие –
вторым великим врачом после Гиппократа.
Авл Корнелий Цельс (I в. до н.э. – I в. н.э.) и Диоскорид (I в.) были уже римскими
врачами, которые в своих трудах сохранили разнообразные медицинские знания римлян.
Цельс пишет, что медицина в его время распалась на три направления:
эмпирическое, методическое и догматическое. Первые два были основаны соответственно на
трудах врачей Александрийской школы и учении Асклепиада, основой третьего – было
учение Гиппократа. «Медицина – искусство гадательное; во многих случаях предает не
только теория, но и практика; ибо в самом деле лихорадка, аппетит, сон – явления, не
имеющие склонности быть неизменяемыми». Цельс приводит множество сведений о
хирургии, отмечая заслуги Гиппократа и врачей Александрийской школы в этой области,