Стр. 202 - 2

Упрощенная HTML-версия

202
которые повторяли очертания корабля. Там была сооружена храмовая лечебница, подобная
греческой.
Греческое искусство врачевания, вобравшее в себя эмпирические и эзотерические
знания древних цивилизаций и интерпретировавшее их по-своему, стало основой римской
медицины. Греческие врачи считали, что объяснить причины болезней можно, познав
природу человека, следуя девизу, написанному на вратах дельфийского оракула: «Познай
самого себя» (
Nosce te ipsum
). И греки познавали, наблюдая, рассуждая, удивляясь
открытому знанию либо ими самими, либо посредством восточных жрецов и священников,
приоткрывавших завесу тайны над сокровенным для «непосвященных», о котором они
дальше самостоятельно додумывались. Это познание происходило двумя путями:
эмпирическим – методом проб и ошибок (отсюда метод эксперимента) и умозрительным –
методом созерцания, наблюдения, рассуждения (отсюда философия). Они были
спекуляторами в первоначальном смысле этого слова, т.е. разведчиками, вестовыми, которые
затем, как зеркало (
speculo-clarus
«блестящий, как зеркало»),
отразили то, что увидели в
древних учениях Индии, Египта, Вавилона, Иудеи, Мидии, Персии, ослепив последующие
цивилизации древним блеском, но «забыв» при этом указать в своих философских учениях,
ставших основой врачевания, на источник их.
Если, например, египетское врачевание было обусловлено религиозно-
философскими основами верований древних, то о состоянии врачевания в Древней Греции
можно судить лишь по упоминанию Гомера (поэмы, передаваемые в устной форме, были
записаны по указанию афинского тирана Пизистрата, обусловленному политическими
мотивами создания национальной системы религиозных верований) и по «Гиппократову
сборнику» (см. Приложение). По словам историографа и политического деятеля I века н.э.
Иосифа Флавия, «у греков нет ни одного письменного памятника, который, по общему
признанию, был бы древнее поэзии Гомера; этот же жил, очевидно, после Троянской войны,
и он, как говорят, не оставил своих поэм в письменной форме, но они, сохраняясь в памяти, в
более позднее время составлены были из отдельных песен, вследствие чего в них и
встречается много отступлений. Те же, которые у греков делали первые попытки писать
историю, вроде Кадма милезийского, Акузилая аргивского и других, которых можно было
бы еще назвать, жили намного раньше похода персов против Эллады. Относительно же тех
греков, которые первые начали философствовать о небесных и божественных предметах, как
Ферекид сиросский, Пифагор и Фалес, все единогласно признают, что они были учениками
египтян и халдеев и сами мало писали; их же сочинения греки считают самыми древними, и
то едва верят, чтобы они были написаны ими» (Иосиф Флавий «О древности иудейского
народа» кн. 1, с. 463).
Но тем не менее медицина в Греции стала развиваться, объединяя учения
философских
школ
и
отдавая
приоритет
натурфилософскому
основанию,
интерпретировавшему древние учения о стихиях – первоначалах мира, которые изложили в
своих трудах Эмпедокл (см. Приложение), позже – Аристотель. На основе гуморальной
теории были разработаны классические приемы лечения противоположным: избыток
сухости устраняли влажностью, холода – теплом, усталость – отдыхом, истощение –
усиленным питанием. Теплое и холодное, согласно учению Аристотеля, были активными
качествами, сухое и влажное – пассивными. Из четырех качеств особое место занимала
теплота, которой принадлежала существенная роль во многих природных процессах, в том
числе происходящих в организме человека. Эти представления перешли в римскую
медицину.
Греческое влияние на формирование римской культуры стало особенно
значительным после завоевания Греции римлянами в 146 году до н.э. Медицина по
древнегреческой традиции относилась к практическим наукам, искусствам (об этом часто
говорил Платон), однако философия по-прежнему оказывала на нее влияние. В I–II веках
н.э., как и в последующие столетия, среди римлян было популярно атомистическое учение