201
врачи были кровными родственниками: профессия передавалась от отца к сыну; отношения
между врачами определялись семейной традицией. Позже, когда Асклепиады стали
принимать в свою среду и «посторонних» юношей, семья превратилась во «врачебное
общество».
Врачи Греции были свободны от обязанностей перед государством. Их
привлекали на службу по добровольному согласию, и только на время эпидемий или
военных походов. В VI–V веках до н.э. были воздвигнуты первые святилища в честь
Асклепия – асклепийоны, предназначенные для лечения больных. Тяжелобольные и
умирающие не допускались в храм. Крупнейшим центром культа Асклепия был Эпидавр на
Пелопоннесе. На его территории находились и храмы других богов (Аполлона, Афродиты,
Артемиды), большой жертвенник для приношений, кипарисовая роща, бассейны с водой из
минеральных источников. Кроме того, в асклепийонах были бани, библиотека, гимнасий
(место, где юноши обучались философии, литературе, политике, а также занимались
гимнастикой), стадион, театр. Важной частью храма был абатон – место для сна. Больных
готовили к лечению с помощью различных церемоний, приносили животных в жертву богам,
и только после совершения необходимых религиозных ритуалов жрецы-врачи приступали к
лечению.
Асклепия обожествили и сделали первым в истории медицины богом врачевания.
Истоки этого предания восходят к египетскому Гермесу, также впоследствии
обожествленному простым народом. Первый посвятитель в тайные учения и основатель
касты жрецов, хранящих оккультные традиции, греками был назван Гермесом-
Трисмегистом, или Трижды великим, ибо по своим обширным знаниям он был великим
философом, по святости жизни и опытности в богослужении – великим жрецом, по знанию и
применению законов – достоин царского престола. Поэтому древние считали Гермеса отцом
медицины, основателем искусства лечения, передавшим его своему ученику Асклепию.
Хотя некоторые современные историки и философы считают Гермеса мифической
фигурой (впрочем, не его одного), раннехристианские авторы – Клемент Александрийский
(ок. 150 – ок. 215 гг.), Лактанций (ок. 250 – ок. 330 гг.), Августин Блаженный (354–430 гг.)
упоминают его как действительно жившего в древнейшее время автора сорока двух книг.
Клемент, описывая процессию египетских жрецов, упоминает книги Гермеса с музыкой и
гимнами, которые нес певец во главе процессии; астролог нес книги по астрологии. Он
называет сорок две книги, тридцать шесть из них содержат всю египетскую философию, а
остальные шесть посвящены медицине. Лактанций считал Гермеса «человеком, жившим
очень давно (задолго до Пифагора и Платона) и сведущим во всяком научении, так что
знание многих предметов и искусств стяжало ему имя Трисмегист. Он написал книги, и
притом многие, посвященные знанию божественного, где утверждает величие высочайшего
и Единого Бога и называет Его теми же именами, которые используем и мы, – Бог и Отец»
(цит. по Э. Шюре «Гермес» с. 92–93). Лактанций считает Трисмегиста одним из важнейших
языческих провидцев и пророков, предсказавших приход Христа, поскольку и в «Асклепии»,
и в «Поймандре» (греч. «пастырь мужей») тот использует выражение «Сын Божий» и
говорит о творящем Слове. Августин Блаженный в труде «О граде Божием» подтверждает
глубочайшую древность Гермеса Трисмегиста, предполагая, что он жил тремя поколениями
позже Моисея, на основании сходства герметического «Поймандра» с Книгой Бытия.
Критикуя Гермеса за то, что в «Асклепии» он описывает, как египтяне изготавливали идолов
и одушевляли статуи богов магическими средствами, привлекая в них духов, Августин
признает, что тот многое говорит об истинном Боге.
Храмовая медицина, подобная греческой, имеющей корни в храмовой медицине
Египта, появилась в Риме во время эпидемии чумы в начале III века до н.э. Плутарх
подробно описывает, как римляне привезли из Эпидавра на корабле в Рим бога Эскулапа в
образе змеи. В память об этом событии вокруг острова на реке Тибр были выложены камни,