Стр. 200 - 2

Упрощенная HTML-версия

200
плату. Врач-вольноотпущенник отдавал бывшему хозяину часть своих доходов, но
юридически продолжал зависеть от него. Существовали специальные законы о наказаниях
плохих врачей. До III–II веков до н.э. в Риме почти не было своих врачей. Считалось, что для
поддержания здоровья вполне достаточно посещения бань – терм (от греч.
thermos
«теплый»), которыми горожане пользовались бесплатно. Постепенно термы стали включать
в себя залы спортивных занятий, бассейны, помещения для лечебных и гигиенических
процедур. В термах устраивались залы для пиров, бесед и собраний, библиотеки. Внутренние
залы украшали мраморные статуи, среди них почетное место принадлежало изображениям
Асклепия, которого римляне называли Эскулапом, и Гигиене. Культ богини Гигиены пришел
в Рим вместе с культом Эскулапа. До этого у римлян существовала своя богиня здоровья и
хорошего самочувствия – Салута (лат. «здоровье»). Она была символом не только личного
здоровья, но и общественного благополучия.
В качестве одного из методов лечебного и профилактического средства
использовалось купание в минеральных источниках. У многих народов Древнего Bостока, в
Индии, Персии, Иране, купания были не только методом врачевания, но и частью
религиозного ритуала. Римляне часто использовали и лечение холодной водой. В период
царствования Октавиана Августа (I в. н.э.) это существенно сказалось на положении врачей:
император освободил их от налогов, после того как придворный врач Антоний Муза вылечил
его с помощью холодной воды от хронического ревматизма. Статуя Myзы была установлена
в храме Эскулапа, аналога греческого Асклепия – бога врачебного искусства и
сына
Аполлона (египетского Тота-Гермеса), врача богов. Сыновья и дочери Асклепия
олицетворяли различные аспекты врачебного искусства – лекарственное лечение (Панакея),
хирургию (Махаон), исцеление от внутренних болезней (Подалирий), магическое врачевание
(Телесфор) и профилактическую медицину (Гигея и Огле). Все они, согласно мифам,
обучались медицине у своего отца
Асклепия. Считается, что прообразом бога-целителя
Асклепия, культ которого сложился в VII веке до н.э., был царь Фессалии и прославленный
врачеватель Асклепий. Он жил во время Троянской войны (XII в. до н.э.), о нем и его
сыновьях, героях-военачальниках и искусных врачах, упоминает Гомер в «Илиаде». Махаон
и Подалирий: «славные оба врачи, Асклепия мудрые дети». Махаон, «бессмертным по-
добный», был военным хирургом, который смог сначала вынуть из раны стрелу, хотя
«заостренные зубья обратно ее не пускали», а потом вылечить рану: «Стоит многих людей
один врачеватель искусный: Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством».
Подалирий прославился диагностикой и врачеванием внутренних болезней, он поставил
правильный диагноз заболевшему безумием Аяксу по его блестящим глазам и беспокойству.
Выучившись, Асклепий лечил болезни втиранием мазей, освежающими напитка-
ми и священными песнопениями, которые сопровождали не только прием лекарств, но и сам
процесс их приготовления. Эти традиции надолго остались в греческой медицине. Греки
приписывали Асклепию изобретение лечения музыкой посредством воздействия
разнообразными мелодиями на настроение и самочувствие человека. Греческие мифы
рассказывают о чарующей музыке Орфея. Слушая звуки его кифары, люди и боги забывали о
своих несчастьях. Сохранились свидетельства о применении музыки греческими врачами,
последователями Пифагора, для усмирения боли и гнева. Успокаивающее действие музыки
во время обострения душевных болезней использовалось и в более древних культурах.
По преданию, Асклепий достиг такого совершенства в своем искусстве, что даже
стал воскрешать мертвых, похищая их у Аида. От богини Афины он получил в дар особое
лекарство – кровь Медузы-Горгоны; кровь из вен левой стороны была целебной, а из правой
– губительной для человека. Аид, бог подземного царства, пожаловался Зевсу, что Асклепий
возвращает к жизни мертвых. В гневе Зевс поразил искусного врача молнией, однако вскоре
внял многочисленным просьбам и оживил Асклепия, взяв с него клятву никогда больше не
воскрешать мертвых. Согласно преданию, Асклепий женился на Эпионе, дочери правителя
острова Кос. Здесь и продолжился род Асклепиадов (потомков Асклепия). Первоначально