Стр. 199 - 2

Упрощенная HTML-версия

199
подхватить болезнь. Некоторые болезни подхватываются из-за жары или холода, другие – от
усталости. Если из ста дверей закрыта лишь одна, разве грабители не смогут войти?».
В трактатах Чараки и Сушруты большое значение придается врачебной этике (от
греч.
ethos
«обычай, характер»). Согласно древнеиндийским легендам боги смешали небо и
землю и создали 14 «драгоценных вещей», одной из них был врач. Его положение в
обществе было относительно высоким, но и требования к нему предъявлялись большие.
Сушрута в своем трактате писал: «Врач, неискусный в операциях, приходит у постели
больного в замешательство... Врач, умеющий только оперировать и пренебрегающий
теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже
жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с
одним крылом».
Во многих странах Древнего Востока существовали священные тексты, которые
предписывали врачам наличие высоких моральных качеств. В Древней Индии была
врачебная проповедь, подобная греческой клятве Гиппократа. Учитель врачевания в
медицинских школах Таксиля, Бенареса и других городов Индии произносил ее перед
своими вениками на торжественной церемонии, посвященной окончанию семилетнего
обучения. Эта проповедь приведена в трактате «Чарака-самхита»: «Вы должны всей душой
стремиться к исцелению больного. Вы не должны предавать своих больных даже ценою
собственной жизни... Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых
товарищей... Когда вы идете в дом больного, вы должны направить свои слова, мысли, разум
и чувства ни к чему тому, как к своему больному и его лечению. Ни о чем из того, что
происходит в доме больного человека, не следует говорить никому, кто, пользуясь
полученными знаниями, мог бы навредить больному». В случае неизлечимой болезни врач
должен честно признать свое бессилие. Предписания врачебной этики касались и внешнего
вида врача: требовалось, чтобы «врач, который желает иметь успех в практике, был здоров,
опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные,
обрезанные ногти, белую, надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе как
с палкой и зонтиком и в особенности избегал болтовни».
В Древней Индии существовало понятие врачебной тайны: сведения, полученные
от больного, не разглашались, если они могли произвести тяжелое впечатление на близких
людей. Врач не должен был сообщать пациенту о тех своих наблюдениях, которые могли
отрицательно повлиять на душевное состояние больного и таким образом помешать
выздоровлению. Это соответствовало аюрведическим представлениям о необходимости
душевного покоя для сохранения здоровья.
Средневековый (XII в.) иудейский врач и философ Моисей Маймонид пишет в
«Молении исцелителя»: «Сделай так, чтобы душа твоя прониклась любовью к искусству.
Сосредоточь свой ум у ложа больного, дабы припомнить все, чему научили тебя твой опыт и
знание. Сделай, чтобы больные прониклись к тебе доверием, к тебе и к твоему искусству...
Отгони от них шарлатанов, удали ненужных советчиков, которые думают, что они все
знают... Обрети силу, волю и обстоятельства расширять свои знания... Искусство
безгранично, но ум человеческий беспрестанно проникает в него все дальше и дальше».
Парацельс, один из знаменитых врачей XVI века, считал этику (лат.
Virtus
) одной
из основ медицины. В его время это звучало весьма актуально: врачи иногда принимали
участие в казнях и пытках во время судов инквизиции. «Врач не смеет быть лицемером,
старой бабой, мучителем, лжецом, легкомысленным, но должен быть праведным
человеком... сила врача – в его сердце, работа его должна руководиться Богом и освещаться
естественным светом и опытностью; величайшая основа лекарства – любовь».
На древнем Востоке врачи, в основном египетские, являлись слугами у вельмож
(что подтверждается ветхозаветными текстами); в Древнем Риме первыми врачами были
выходцы из Греции, большей частью рабы, которые лечили своего хозяина и его
родственников. Иногда таких рабов отпускали на свободные заработки за определенную