198
каждый человек имеет два тела – внешнее, физическое, материальное, и внутреннее –
духовное, основу которого составляет духовное начало в человеке. Материальное тело
представляет собой комбинацию пяти элементов. Это земля, огонь, вода, воздух и
пространство. Три из них – воздух, огонь и вода – основополагающие элементы физического
тела, воплощенные соответственно в три главные составляющие человеческого тела – ветер,
желчь и флегму.
Духовное тело, состоящее из целой сети многочисленных сосудов, по которым
циркулирует жизненная энергия, соединяет физиологические и психологические процессы в
организме. Представление об этой жизненной энергии – пране берет начало в индийском
учении о мироздании и первооснове бытия, изложенном в Ведах. Согласно этому учению
именно прана была основой всего живого, позднее ее стали называть «дыхание», «жизненная
сила», «энергия». Человек после длительной специальной тренировки тела и духа, их свое-
образного «очищения», способен управлять праной, концентрировать ее. Этому учит йога –
система философских представлений, морально-этических правил и физических упражнений
– поз. Ее цель – соединение человека с космическими источниками энергии с помощью
восьми «средств восхождения», в числе которых – воздержание от удовольствий; воспитание
душевной и физической стойкости; разнообразные позы, способствующие концентрации
мысли; дыхательные упражнения. Йога способствовала освобождению скрытой энергии кун-
далини (от санскритского «кундала» – «кольца» скрученной змеи), дремлющей в духовном
теле человека подобно змее, которая кольцами обвивается вокруг ствола дерева. Йога
связана с философскими основаниями нескольких религиозных систем, в том числе
буддизма. Подобно тому как китайская гимнастика была призвана повышать ци человека, не
допуская препятствий и закупорок на пути ее движения, индийские упражнения – медитации
должны были сообщить йогину способность управлять движением праны.
Сведения о йоге были собраны в III веке до н.э. индийским мудрецом Патанджали
в книге «Йога-сутра». В этом сборнике мировоззрение йогов, система дыхательных и
физических упражнений изложены в виде кратких изречений – сутр. Одна из 18
разновидностей йоги – «Хатха-йога» (система тренировки тела и разума с целью сохранения
здоровья) широко известна в Индии и за ее пределами. Как правило, современные
представления о йоге придают большое значение физической тренировке. При этом
философско-религиозный аспект доктрины часто не принимается во внимание. Ритуальные
движения, молитвенные позы и система медитаций, сопровождающие религиозные
церемонии в странах древнего мира, часто воспринимаются современным человеком лишь
как система гимнастических упражнений. При этом не обращается внимания на ту
душевную работу, которая играла большую роль в процессе лечения. Даже инструменты
древних врачевателей часто предполагали не только физическое воздействие на больного: в
древнем Китае иглы для иглоукалывания первоначально имели внутри отверстие, по нему от
врача к больному проходила целительная энергия ян. С ее помощью организм больного
должен был избавиться от преобладания энергии инь. Для того чтобы врач мог служить
источником целительного начала, он сам должен был обладать высокими моральными
качествами – «неоспоримыми добродетелями».
В медицине многих стран древнего мира, античности и средневековья различали
болезни, как это было уже сказано, происходящие от естественных и сверхъестественных
причин. Поэтому искусство врачевания включало в себя знание о том, какие методы следует
применять в разных случаях. Интересен в этом отношении эпизод из жизни известного
китайского философа – «совершенномудрого» Мо Цзы (V–IV вв. до н.э.). Когда он заболел, к
нему пришел ученик и спросил: «Господин, вы говорите, что духи разумны и управляют
бедствиями и благословениями. Они вознаграждают добро и наказывают зло. Вы –
совершенномудрый, как же вы можете болеть? Значит ли это, что ваше учение не совсем
правильно, или что духи все-таки не так уж разумны?». Мо Цзы ответил ему: «Даже если я
болен, почему духи не должны быть разумны? Есть много путей, которыми человек может