197
европейские врачи эпохи средневековья и Возрождения Считалось, например, что сапфир
лечит головную боль, изумруд – лихорадку, жемчуг – водянку.
Греки познакомились с таким лекарственным средством, как мышьяк, уже в IV
веке до н.э. после походов Александра Македонского в Азию. Под названием «мышьяк»
обычно подразумевают «белый мышьяк», или окись мышьяка. Диоскорид дал мышьяку
название «арсеникон» (от греч.
arrhenicum
лат.
arsenicum auripigmentum
«аурипигмент» или
«мышьяковая обманка» – род мышьяковистой руды). Врачи применяли его в малых дозах
как сильнодействующее лекарство: в больших дозах он поражает внутренние органы
человека, кровь и слизистые оболочки, при растворении не дает окраски и запаха. В средние
века европейским алхимикам были хорошо известны ядовитые свойства мышьяка. Со
временем он вытеснил растительные яды и стал основой большинства ядовитых смесей.
Особенно в древние времена ценилась соль – не только как приправа к пище, но и
как лекарственное средство против ядов. Она широко применялась как антисептическое
средство, входила в состав глазных мазей, косметических масок и притираний. Соляные
ванны были распространены в античной медицине. Гиппократ указывал на то, что раны, по-
лученные рыбаками, не надо трогать врачу: они заживают от действия морской воды,
содержащей соль. Врачи Древнего Востока и античного мира писали, что соль, как и многие
другие вещества, при неумеренном употреблении может принести вред. Например,
китайские трактаты связывали избыток соли в воде и пище с появлением язв и болезней
крови.
В качестве одного из методов лечебного и профилактического средства
использовалось купание в минеральных источниках. У многих народов Древнего Bостока, в
Индии, Персии, Иране, купания были не только методом врачевания, но и частью
религиозного ритуала.
Одним из средств лечения было кровопускание. Оно имело теоретическую основу
в гуморальной теории, изложенной в классических медицинских сочинениях «Гиппократова
сборника». Гален уделял кровопусканию большое внимание, считая одним из самых важных
лечебных средств. В частности, болезни мозга он делил на две группы: происходящие от
малокровия и от полнокровия. Первые, по его мнению, вызывали конвульсии и паралич,
вторые – апоплексию. Гален оставил множество конкретных указаний о производстве
кровопусканий, которые нашли продолжение и развитие в медицинской школе Салерно. В
эпоху позднего средневековья и Возрождения было распространено кровопускание с
помощью пиявок.
Проникновению традиций восточного и западноевропейского врачевания в
Древнюю Русь способствовали не только привозные медикаменты, но и иноземные врачи,
приглашаемые ко дворам русских князей. Так, например, при дворе черниговского князя
служил врачеватель Петр по прозвищу Сириянин (сириец); к «лечцу-ормянину» (армянин),
упоминаемому в летописи, умевшему определять болезни по внешнему виду и
«жилобиению» (так назывался пульс на Руси), обращались князья Всеволод и Владимир
Мономах. В русских летописях сохранились имена женщин-врачевательниц. Крестьянская
девушка Феврония, дочь бортника, дочь черниговского князя Евфросинья была «зело
сведуща в Асклепиевых писаниях». По мнению некоторых исследователей, автором первого
отечественного медицинского трактата была Евфрасинья Мстиславовна (около 1108–1180
гг.), дочь Мстислава Владимировича и внучка князя Владимира по прозвищу Мономах (греч.
Μονομάχος
фамилия византийского рода, собственно «единоборец»), который, в
соответствии с летописью («Повесть временных лет»), ввел христианство на Руси. В другом
древнерусском памятнике «Житие и жизнь Валаама пустынника и Иоасафа-царевича
индийского» упоминаются врачи Индии, знающие философию и астрологию, умеющие
поставить диагноз по «жилобиению», вылечить самые тяжелые болезни и раны
.
Индийские врачи, как и древнегреческие, имели в качестве основы своего
врачевания религиозно-философские учения. Согласно учению философов Древней Индии