Стр. 195 - 2

Упрощенная HTML-версия

195
ипостасях, то в язычестве вину за болезни перекладывали на духовные сущности и в
соответствии с этими представлениями проводили лечение.
Так, например, священные ведийские тексты рекомендовали в случае болезни или
ранения обращаться к богам – небесным врачевателям. Это Индра – бог грозы, дарующий
дождь; Рудра – владыка лекарственных трав; близнецы Ашвины – боги-врачеватели; Агни –
бог огня и возрождающейся жизни; Варуна – «владыка вод», который был «хранителем
небесного равновесия и порядка» и карал болезнями за нарушение этого порядка не только
людей, но и животных, и растения. В ведийскую эпоху была создана Аюрведа – «наука о
долголетии». Часто индийские медицинские сочинения называют аюрведическими. Творцом
Аюрведы считается Брахма – бог-творец, один из триады высших богов. Хранителями
аюрведических знаний о долгой жизни, лишенной страданий, в Индии считались брахманы
(брамины), поэтому основатель буддизма Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, сын князя из
племени шакья, известный миру под именем Будды («просветленный», «достигший
мудрости»), отправляясь в странствие, зашел прежде всего к учителю-брамину, у которого
надеялся получить ответ на вопрос, как человеку избавиться от страданий
.
Древние предания
повествуют о том, что Брахма при лечении сам ничего не придумывал, а просто припоминал
рассказанные ему древние медицинские тексты. Так было, например, во время битвы между
богами и демонами, когда Брахма был ранен в щеку. Боль была настолько сильной, что он
потерял сознание. Очнувшись, Брахма вспомнил древний медицинский текст и вылечил сам
себя. Аюрведическая система медицинских знаний разделялась на 8 главных разделов, в их
числе: лечение ран; лечение болезней, относящихся к области головы; лечение болезней,
охватывающих весь организм; лечение душевных болезней и психических расстройств,
которые приписывались действию злых духов. В особый раздел выделялось учение о
противоядиях. Аюрведа содержит описания множества обрядов магического врачевания,
заклинаний против злых духов и демонов, которые приносят болезни. Древние лекари
назывались «изгоняющие демонов». В соответствии с натурфилософскими учениями
индусов здоровье человека связывали с гармоничным сочетанием трех основных субстанций
организма – воздуха, огня и воды. Ведийские тексты упоминают еще о двух стихиях – земле
и пространстве (эфире). Согласно этому учению различные комбинации этих элементов
привели к возникновению человека и всей вселенной. И Веды и Авеста передают единую
традицию искусства врачевания, причем Авеста много внимания уделяет медицинской
астрологии и правилам составления гороскопа больного. Эти древние медицинские тексты
сыграли большую роль во взаимовлиянии индийской и греческой медицинских традиций.
Итак, в древности болезни представлялись врагами человека, закрепленное
глаголом «бороться». Поскольку чувственное восприятие болезней связано с позицией
больного, который по отношению к знающему врачевателю занимал подчиненное
положение как непосвященный и не имеющий права общаться с потусторонним миром,
поэтому он мог либо довериться врачевателю, либо отказаться от его услуг.
В зависимости от причин болезни (колдовство другого человека, вселение некой
демонической сущности, бытовые поражения и пр.) врачевателями использовались молитва
(в библейской традиции), заговоры-обращения и заговоры-заклинания, а также
соответствующие лечебные средства, знания о которых не только передавались из поколения
в поколения, но и приобретались опытным путем.
Лекарствами, которыми пользовались врачеватели, были растения (полынь,
крапива, подорожник, листья березы, кора ясеня, лук, чеснок, хрен, березовый сок и т.д.),
продукты животного происхождения (например мед, кобылье молоко, сырая печень трески)
и минералы. Народные предания сохранили поэтические рассказы о происхождении
лекарственных растений. Вот, например, что рассказывает легенда о вахте трехлистной.
Одна из русалок, несмотря на запрет водяной царицы Волховы, вышла вечером из
подводного царства погулять среди людей. Узнав об этом, царица запретила ей возвращаться
под воду и оставила на берегу «нести вахту» – предупреждать путников о топких болотистых