Стр. 193 - 2

Упрощенная HTML-версия

193
Как профессиональное занятие врачевание получило свой статус в древнейшей
стране Мицраиме, названной по имени одного из сыновей Хама (сын Ноя, имя его означало
«жаркий»; отсюда – хамитские племена, расселившиеся по землям с жарким климатом).
Древнегреческое название этой страны Αϊγυπτος
Eugyptos
восходит к египетскому Хикупта
(т.е. дом Птаха) – именно так называлось главное святилище в Мемфисе (Северный, или
Нижний Египет). Мемфис, один из старейших городов Египта, называемый также Ноф (или
Мен-Нефер, т.е. «место доброго» или «гавань добрых», по-арабски Менф), был местом
жительства царей-гикосов (слово «гикос» переводится как «царь-пастух»). Гикосы – кочевые
семитские племена (родоначальник – один из сыновей Ноя Сим. Сим или евр. Шем означает
«имя», «слава»), вторгшиеся в Египет около 1800 года до н.э. и покорившие его. При
разделении Египта столицей Верхнего или Южного Египта стал город Фивы. Царствование
гикосов продолжалось несколько сот лет до восемнадцатой династии, когда представитель
фиванской династической линии Яхмос установил новую династию, свергнув правление
гикосов и положив начало объединению Египта в единое царство. После основания
Александрии Мемфис стал приходить в упадок. Поскольку Мемфис изначально был
жреческой державой, то и врачевание было прерогативой жрецов, владевших тайными
знаниями и по медицине тоже, которые впоследствии, ввиду большого количества больных,
открыли храмовые школы, где обучали врачеванию, поскольку люди нуждались в
квалифицированной помощи.
По свидетельству древнегреческого историка Геродота, в Египте было много
болезней и каждый врач занимался лечением только одного какого-либо недуга: «Так, есть
врачи по глазным болезням, болезням головы, зубов, чрева и внутренним болезням… вся
египетская страна полна врачей» (с. 123). Качество обучения выражалось в том, что
египетское врачебное искусство славилось и в других странах, в которых не было
специально подготовленных врачей. Например, в библейских текстах упомянуто, что
персидские цари Кир и Дарий пользовались помощью египетских врачей. В Вавилоне, по
свидетельству того же Геродота, «страдающих каким-либо недугом они выносят на рынок (у
них ведь нет врачей). Прохожие дают больному советы о его болезни (если кто-нибудь из
них или сам страдал подобным недугом или видел его у кого другого). Затем прохожие
советуют больному и объясняют, как сами они исцелились от подобного недуга или видели
исцеление других. Молча проходить мимо больного человека у них запрещено: каждый
должен спрашивать, в чем его недуг» (с. 90). Некоторые сведения о достижениях врачевания
древнейших цивилизаций в области распознавания и лечения болезней сохранились в
вавилонских клинописных записях и древнеиндийских ведах, в египетских папирусах и
китайских иероглифических рукописях, доступных только специалистам. Но они лишь
подтверждают информацию, собранную воедино в книгах Библии, в одной из которых,
неканонической, включенной в Септуагинту (см. Приложение), говорится о врачевании как
одной из немногих профессий, к которой рекомендуется почтительное отношение. Это –
книга Иисуса, сына Сирахова, внук которого перевел ее на современный ему греческий язык:
«Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего –
врачевание. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете.
Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими…
Он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них
смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой, в
болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную
жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из
семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай
место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное
время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать
больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сирах 38:1-14).