191
общеиндоевропейскому периоду, и занимали европейскую территорию около 300 года до
н.э. Утвердившись на захваченных землях, как и греческая, кельтская цивилизация была
поглощена Римской империей, оставив в наследство древнюю традицию институциональной
учености.
Образованный класс состоял из трех групп людей, которых особо почитали:
барды, предсказатели и друиды. «Барды – певцы и поэты, предсказатели ведают священными
обрядами и изучают природу, друиды же вдобавок к изучению природы занимаются также
этикой» (Страбон к.4:2,4). Друиды («люди дуба») представляли особое сословие, имеющее
суверенную власть, и, выполняя функцию посредников между людьми и богами, были
врачами, учеными, адвокатами. Друидическая система воспитания и образования уделяла
равное внимание как «видимому», так и «невидимому» миру и основывалась на принципе,
сформулированном еще Еврипидом: «Тот, кто пренебрегает учением в юности, теряет
прошлое и мертв для будущего», что обусловливало поэтапную систему 20-летнего
образования. Существовал обмен студентами и учителями между учебными заведениями
друидов и университетами Греции и Александрии, обусловивший сходство греко-
орфической и кельтско-друидической философией. Обучение осуществлялось как в устной
форме, так и с помощью книг, написанных на греческом и латыни, а также собственно
друидических произведений, выполненных с помощью огамических древесных букв. В
подобных книгах каждая огамическая буква изображалась одним листом с дерева, название
которого начиналось с этой буквы. Листья последовательно нанизывались на длинную
бечевку, составляя слова и предложения. Таким образом могли храниться священные книги
друидов, которые жреческий закон запрещал записывать каким-либо другим способом,
поскольку данная форма письма не была сделана рукой человека: листья богоданны.
Вероятно, отсюда расхожее выражение «листья книги». Жрецы культивировали образ
главных мистиков (от
mystax, icis
«тайна») как тех, кто оставляет потусторонний трепет
повсюду, где появляется, поскольку живет в магической атмосфере тайны. При описании
друидов исследователями использовалось слово «маг», «чародей», который имел в своем
арсенале необходимые талисманы и амулеты и одет был в одежду белого цвета,
символизирующего чистоту, знания и духовную общность (белый цвет принят в медицине с
той же символикой). Зеленый цвет, также принятый в одежде современных врачей, восходит
к начальному рангу друидического ученичества (овид) и символизировал новизну и рост. На
этом этапе шло обучение медицине, закону, астрономии, поэзии и музыке. Синие одежды
символизировали цвет неба, гармонии и истины. Ученики (барды) специализировались на
изучении музыкальных искусств, инструментов, поэзии, истории и заклинательных песен.
Свою систему друиды основывали на абстрактной концепции, которую называли «Власть».
Власть приобреталась, также как мудрость и познание, медленно, путем многократных
посвящений. Основной посылкой было: чем больше духовной работы выполнено внутри
одного из четырех царства элементарных стихий (земли, воды, воздуха огня), тем больше эти
стихии будут подчиняться.
В древнерусских летописях врачей называли лечцами. Лечцы передавали секреты
врачевания по наследству, от отца к сыну. Позднее это слово приняло форму «лекарь». Оба
слова восходят к «лека», заимствованному из германской группы языков со значением
«лекарство; лечить», которые, как предполагает М. Фасмер, источником имели кельтское
слово со значением «врач», перешедшее в славянскую группу языков с первоначальным
значением «колдун, заклинатель», что соответствует кельтской практике друидов,
занимавшихся врачеванием. И хотя Фасмер отвергает мысль о его родстве с латинским
loquor
«говорю» и дорийским λāκέω «издавать звук», тем не менее происхождение слова
«врач» Фасмер относит к глаголам, связанным с речевой деятельностью:
- «Врать» от древнепрусского
wīrds
, готского
waúrds
, латинского
verbum
со
значением «слово» и латышского
vàrds
с литовским
vařdas
со значением «название». Этот