187
древние медики использовали оксиды и сульфиды металлов. В Египте еще в эпоху Древнего
царства при бальзамировании употребляли грим, содержащий оксид меди, свинцовый блеск
(сульфид свинца), пиролюзит (диоксид марганца), медную зелень и многие другие
соединения. Эти же вещества использовали в медицине. Египетские папирусы рекомендуют
для лечения многих заболеваний применять «краски Ментира» и «миниум» – вещество,
которое употребляется художниками. «О, явись, мазь медянки... ты, зеленеющая...» – эти
слова египетского заклинания обращены к глазной мази на основе зеленой краски.
Растворенный в меду зеленый порошок смешивали с порошком кипариса и прикладывали к
глазам для того, чтобы «удалить из них воду, кровь, гной, боль». Краситель «бриллиантовая
зелень» (зеленка) использует и современная медицина. У австралийских аборигенов охра
была как основой для нанесения ритуального рисунка на тело, так и лекарственным
веществом. Плиний Старший в I веке н.э. писал о том, что в Риме красящие вещества были
«одинаково полезны живописцам и врачам».
Иногда живописцы и лекари употребляли одни и те же продукты животного
происхождения. Это относится, например, к желчи животных и рыб, которая широко
используется и в современной медицине. О применении желчи для лечения глазных
болезней рассказывает история исцеления Товита. Его сын Товия, следуя совету Ангела,
сохранил желчь огромной рыбы. Можно «желчью помазать глаза человека, который имеет
бельма на глазах, и он исцелится», — сказал ему Ангел (Товит 6:9). Когда Товия вернулся
домой после долгих странствий, мать радостно встретила его, а ослепший старик отец
«пошел к дверям и споткнулся, но сын его поспешил к нему, и поддержал отца своего, и
приложил желчь к глазам отца своего... и снялись с краев глаз его бельма» (Товит 7:9-12).
Желчь волчью, медвежью и щучью использовали древнерусские художники и
врачи. В иконописи она служила традиционным средством для растворения красок. Рецепты
их изготовления иногда служили основой для составления лекарственных средств. Алимпий,
один из талантливых живописцев Древнего Киева (XI в.), прославился и в искусстве
врачевания. Свойство исцелять глазные болезни приписывалось не только желчи, но и
порошку из камней, извлеченных из печени или желчного пузыря животных и рыб.
Родовое латинское название лекарственного растения бузины черной –
sambukus
произошло от
sambux
«красная краска». С древнейших времен плоды бузины и отвары ее
веток использовали для окрашивания холстов. Тонкая кожура лука, одного из древнейших
лекарственных растений, также содержит стойкий краситель, с помощью которого древние
русичи окрашивали яйца в праздник Ярила и приносили на могилы предков, устраивая
братскую трапезу с мертвыми; также окрашенные яйца использовались для гадания в
языческой Руси. Стойкие, невыцветающие краски получали из индийского лекарственного
шафрана и сандалового дерева, порошок которого широко применялся в медицине. Эти
лекарственные вещества вывозили из Индии в другие страны, в том числе на Русь.
С новыми лекарствами и красителями европейцы познакомились после открытия
Нового света. Например кармин – красная краска. Ее делали из кошенили – красных тлей,
которые водятся на кактусах. По свидетельству исторических хроник XVI века, «есть один
красный червячок, из которого делается очень хорошая мазь для лечения опухолей и язв; для
изготовления ее нужно только раздавить или замесить их вместе, и она служит маслом для
росписи сосудов и делает прочным рисунок».
В Европе XV—XVI столетий сформировалась традиция совместной работы врачей
и художников над медицинскими текстами. Так, сотрудничали анатом А. Везалий и ученик
Тициана И. ван Калькар; рисунки к анатомическим сочинениям делали Леонардо да Винчи и
А. Дюрер. Паоло Веронезе оформлял анатомический труд известного анатома Р. Коломбо,
который был другом и лечащим врачом Микеланджело.
Примечание 51
. Слово
k(с)hronos
, используемое как в медицинской
терминологии (хронический; также в качестве терминообразующего элемента), так и в