188
повседневной речи, этимологически связано с именем старшего бога древнегреческой
мифологии. Согласно мифу, после того как Уран низверг восставших сыновей киклопов в
Тартар (мрачное пространство в подземном мире), мать-Земля (Гея) родила ему семь
титанов, которых она убедила напасть на отца. Они послушались и, возглавляемые самым
младшим – Кроном, вооруженным серпом из «седого железа», напали на спящего Урана; и
безжалостный Крон оскопил его своим серпом. Схватив отрезанные гениталии левой рукой
(с которой с тех пор связаны плохие предзнаменования), Крон зашвырнул их вместе с
серпом. Из капель крови, пролившихся на мать-Землю, родились эриннии (триада женского
божества), мстящие отцеубийцам и клятвопреступникам. Затем титаны освободили из
Тартара киклопов и вручили власть над землей Крону. Как только Крон почувствовал свое
главенство, он вновь заточил киклопов в Тартар и, взяв в жены свою сестру Рею, стал
править. Однако, по предсказанию своей матери и умирающего Урана, Крона должен был
свергнуть один из его сыновей. Поэтому каждый год он проглатывал всех детей, которых
рожала ему Рея. Только одного сына Рее удалось сохранить – Зевса. Вместо ребенка она дала
Крону запеленатый камень. Крон узнал об обмане и стал преследовать Зевса. Возмужав, Зевс
стал домогаться титаниды Метиды и по ее совету посетил свою мать Рею, у которой
попросил сделать его виночерпием Крона. Рея изъявила готовность помочь сыну в деле
отмщения. Она достала горчицу и соль, которые Метида посоветовала подмешать в медовый
напиток Крона. Хлебнув напиток, Крон сначала изрыгнул из уст камень, а потом и всех
старших братьев и сестер Зевса. Все были целы и невредимы и в благодарность предложили
Зевсу возглавить их в борьбе с титанами. В конце концов Крон и титаны были побеждены и
изгнаны за пределы Эллады и больше ее не тревожили. Атланту, предводителю титанов,
было назначено наказание – держать на своих плечах небо. Титанид, благодаря Метиде и
Рее, пощадили. Имя Рея является эпитетом земли. Крон
K(C)hronos
греками понимался как
отец-время с неумолимым серпом: как Крон пожирал своих детей, так и время «пожирает»
дни, недели, месяцы, годы.
Примечание 52.
В «Гиппократовом сборнике», в трактате «О враче», имеющем
пропедевтический характер, упоминается о язвах, относящихся к «страданиям плоти»,
которые, как предполагает автор, имеют четыре способа распространения: «Первый – в
глубину, таковы фистулезные язвы и скрытые под рубцом, внутри полые; другой, когда они
стремятся кверху, – это те, которые имеют сверху выросшее мясо. Третий род – в ширину;
это так называемые ползущие. Четвертый путь есть (здесь место пропущено, поэтому
Литтре, один из исследователей трактатов Сборника, предлагает вставить: «к рубцеванию
или срастанию»); он один, кажется, имеет движения к природе».
Спустя более десятка веков Авиценна в «Каноне врачебной науки» дает
современное ему представление о язвах. «Нарушение непрерывности в ткани, когда оно
затягивается и нагнаивается, называется язвой. Язвы образуются из ран, вскрывшихся
чирьев, прыщей. Нагноение начинается из-за того, что питательное вещество,
направляющееся к органу, начинает портиться либо из-за слабости органа, либо из-за
излишков соседних органов, которые изливаются в области язвы. Язвы бывают
поверхностными и глубокими. Если глубокая язва заживает снаружи, то образуется свищ.
Если же не заживает – то могут образовываться «пещеры», которые скрываются в
подлежащих тканях и мышцах. Язвы могут быть болезненными и безболезненными,
опухающими и нет, чистыми и нечистыми, а также сухими и мокрыми. Выделяют также
злокачественные язвы. Каждой язве присущи свои особые признаки. Твердые язвы начинают
синеть или чернеть – чаще всего злокачественные. Холодные язвы – дряблые, белые. Их
лечат согревающими веществами. Горячие язвы – красноватые. Для их лечения применяют
охлаждающие средства. Если злокачественным язвам сопутствует нехороший цвет кожи,
например белый, свинцовый, желтый, то это является признаком расстройства натуры
печени и испорченности крови, притекающей к язве. Злокачественными считаются язвы,