184
Ляля, там нет Мор-Мары». Поскольку языческая Русь не знала Бога, то понятия
первородного греха и грехопадения не существовало, как и не было понятия спасения.
Очищение происходило омовением, а при виновности в чем-либо приносились жертвы в
молитвах какому-либо божеству. Люди считали себя в союзе с Ярилом, как и их потомки,
поэтому общение с ним было общением родства. И в день Ярилы, когда живые общались с
мертвыми в братской трапезе на могилах предков, изготовлялось множество крашенок
(крутые яйца, окрашенные в разные цвета). Их раскладывали в траве, как цветы, а потом
искали. Сколько кто собрал, столько и получал. Потом эти яйца использовались при гадании.
Древние русичи верили, что, если Ярило пробуждает растительность, значит, он пробуждает
и усопших родичей (смерть воспринимали как сон). Таким образом, они почитали его как
божество вечной жизни и любви, победившем смерть (эта древняя вера сохранилась в
сказках: богатырь, символизирующий Ярило, побеждает различные ипостаси
персонифицированной смерти). Культ солнца существовал также в доэллинском Коринфе,
Египте.
Внутренние движения своей души древний человек выражал посредством тех
уподоблений, какие предлагала ему видимая природа; и многие отвлеченные понятия
первоначально носили материальный отпечаток, зафиксированный в языке: пламенная,
горячая любовь; жгучая ненависть, разгорячиться, воспаление, ярость и др. Перенос идеи
единения в виде хоровода запечатлен и в греческом названии оболочки
khorion
,
происшедшем от
khoreia.
Примечание 49
. В «Гиппократовом сборнике» трактат «О семени и природе
ребенка» содержит изложение эмбриологии человека, начиная с момента зарождения и и
кончая рождением на свет. При этом морфологии уделяется сравнительно мало места:
главная задача автора – выяснить физиологию развития в тесной связи с теми процессами,
которые происходят в организме матери. В физиологии автор отводит большую роль воздуху
и дыханию (натурфилософское учение Анаксимена и Диогена Аполлонийского, считавших
воздух первовеществом). Греческое
pneuma
лишь отчасти соответствует русскому
«воздух»
(греческий эквивалент
aёr
). Пневма, происходя от глагола
pneo
«дышать», обозначает
«дыхание, дуновение, движение воздуха», а также «дух, душа», подчеркивая активность
газообразного начала. Пневма, находящаяся в теле, называется «ветром» (
physa
«кишечные
газы» от глагола
physao
«надувать»), вне тела – «воздухом» (
aёr
). У Галена пневма –
основное движущее начало в организме – проявляется в трех видах: жизненная пневма,
душевная и физическая; возобновление ее происходит дыханием. Признавая четыре
основных вида влаги (по учению книдской школы тело человека состоит из крови, слизи,
желтой и черной желчи), автор включает в их число воду и берет только один вид желчи.
Учение о существовании женского семени (Демокрит и отчасти Парменид) он подробно
развивает, указывая на его равное с мужским участие в произведении плода. Его учение о
происхождении пола в результате преобладания семени – мужского сильного или женского
слабого, причем мужское семя может быть и у женщин, а женское – у мужчин, принадлежит,
по мнению специалистов, к числу самых замечательных прозрений древности. Оно
предвосхищает
mutatis mutandis
(«изменив то, что следует изменить»; «внеся необходимые
изменения» или «с соответствующими изменениями») учение цитологической генетики о
возникновении пола в зависимости от попадания в яйцевую клетку того или иного
количества половых хромосом. Он часто приводит в доказательство своих положений
физические опыты и приводит широкие аналогии между развитием растений и человека;
рекомендует изучать эмбриологию цыпленка, в которой находит большое сходство с
развитием человека. В основу изложения везде положены наблюдения.
Примечание 50.
Дословно этот термин означает «изначальный цвет
».
Красота
природы изначально удивляла и восхищала раннего человека. Он любовался небом,