Стр. 183 - 2

Упрощенная HTML-версия

183
призрачно оно выглядит, когда мимо него с вихрем проносится пламенная жизнь
дионисических безумцев».
Во всем древнем мире от Рима до Вавилона существовал тип празднества, по сути
своей основанный на природном инстинкте, персонифицированном в божествах плодородия.
По словам Ницше, «центр этих празднеств лежал в неограниченной половой разнузданности,
волны которой захлестывали каждый семейный очаг с его достопочтенными узаконениями;
тут спускалось с цепи самое дикое зверство природы, вплоть до того отвратительного
смешения сладострастия и жестокости, которое всегда представлялось мне подлинным
«напитком ведьмы». От лихорадочных возбуждений этих празднеств, знание о которых
проникало в Грецию по всем сухопутным и морским путям, греки были, по-видимому,
некоторое время защищены и охранены во всем своем гордом величии образом дорического
Аполлона». Празднества эти сопровождались музыкой. Если дорическая архитектоника
музыки Аполлона в едва обозначенных тонах, свойственных кифаре (струнный инструмент),
имела умиротворяющее воздействие и использовалась даже при лечении, то привнесенная
«дионисическая» музыка, с «потрясающим могуществом тона», возбуждала страх и ужас.
Поэтому, вероятно, чтобы заглушить этот страх, использовался наркотический напиток,
отождествлявшийся с божественным напитком, о котором говорится в древних преданиях.
О том, что греки заимствовали не только богов у древних цивилизаций, но и их
учения, свидетельствуют сами древние. Например, изображение четырехрукой индийской
богини Майа-Кали, танцующей с четырьмя эмблемами элементов (огонь, вода, воздух и
земля) на теле собственного супруга Шивы, лежащего в своей «мертвой» фазе «Шива-
трупа», подобно египетскому Осирису, означал ее танец над водами великой бездны,
положивший начало сотворению мира. Вытанцевшая мир богиня не говорила: она пришла из
глубокой древности, когда потомство связывалось исключительно с женщинами и
репродуктивные функции мужчин не учитывались. В соответствии с этими древними
верованиями считалось, что «волшебная» менструальная кровь женщин посредством танца
взбивается в утробе, как масло из сливок, и становится плодом. Поэтому движения тазом и
животом в танце считались чародейством, помогающим зачать от какого-либо божества и
родить. Наиболее желательным аккомпанементом для танца был стук сердца, имитируемый
ударным инструментом, который ощущал плод в матке. В тантрических преданиях этот ритм
назывался «нада», т.е. звук силы, стук сердца Абсолюта, который проявляется как
сердцебиение, воспринимаемое йогином при погружении внутрь себя. Согласно воззрениям
восточных мистиков истина есть обитающее в полости сердца вечно танцующее божество,
что сходно с древнеегипетским учением об «аб» (сердце-душа), иероглиф которого
обозначался танцующей фигуркой и имел значение «танцевать». В изображении танцующего
четырехрукого Шивы имеет значение каждая деталь: символическое пламя духовного огня в
одной из левых рук сжигает пелену иллюзии, другая жестом «слона» или «обучения»
указывает на означающую освобождение поднятую левую ступню; одна из правых рук
находится в «разгоняющей страх» позе, другая держит барабан «ритмов вечности». Под
ногами Шивы лежит карлик, символизирующий забвение, уносящий память о прошлых
жизнях (аналогия с мифической богиней Лето).
Хоровод как танец, символическое значение которого выражает идею общности,
единения, был принят и в Древней Руси. Но если в древнем Израиле он символизировал
единение всего народа с Богом и друг с другом, то древние русичи, не знавшие Бога,
поклонялись, исполняя хоровод, Яриле-солнцу – милостивому и доброму божеству. Его
почитали богом любви, особенно благосклонного к людям; кроме того, он был богом весны
(весеннего сева, т.е. всего того, что дает жизнь), соединявшим живых с мертвыми. Наряду с
Ярилой возник культ Ладо-Лады или Лель-Ляля (любовная чета, где Ладо – божество
половой любви), которые сохранились в песнях: «ай, люли-люли» и в языке: «тишь, да лад,
да Божья благодать». «Лад» впоследствии был заменен на «гладь». Согласие выражается
словом «лад-но». Противоположная им была смертная чета божеств Мор-Мары: «Где Лель и