Стр. 182 - 2

Упрощенная HTML-версия

182
спутником Диониса, и не мог изловить его. Когда тот наконец попал к нему в руки, царь
спросил, что для человека наилучшее и наипредпочтительнейшее. Упорно и недвижно
молчал демон; наконец, принуждаемый царем, он с раскатистым хохотом разразился такими
словами: «Злополучный однодневный род, дети случая и нужды, зачем вынуждаешь ты меня
сказать тебе то, чего полезнее было бы тебе не слышать? Наилучшее для тебя вполне
недостижимо: не родиться, не быть вовсе, быть ничем. А второе по достоинству для тебя –
скоро умереть».
Эта догомеровская вера сохранилась в мистериях, где главенствующую роль
отводили древней богине плодородия, аналог которой был привнесен на греческую почву из
древних культур. Так, например, механизм рождения Коры титанидой Метидой был
перенесен на ахейский миф рождения Афины из головы Зевса. Поскольку в ведении Метиды
находились мудрость и знания, то она была проглочена Зевсом, которого Геродот
отождествлял с персидским Ахура-Маздой («мудрый владыка»). Таким образом, ахейцы
уничтожили культ титанов и приписали всю мудрость Зевсу, настаивая на признании
афинянами главенство этого патриархального бога. Древнюю богиню греки именовали
Деметрой (другие имена: Церера, Гея, Рея или Исида), приписав ей рождение Коры
(Персефона др.). Именно с ней связаны Элевсинские мистерии, по имени микенского города
Элевсин, куда вернулась после похищения Кора-Персефона, которой были посвящены
Малые мистерии, где использовался миф о ее похищении Плутоном (Гадесом) – богом
подземного царства. Он унес ее в свой подземный дворец и заставил быть своей женой.
Великие мистерии, к которым допускались только те, кто прошел Малые, были посвящены
матери Коры-Персефоны, скитающейся по свету в поисках своей дочери. Идея Коры-
Персефоны олицетворяла солнечную энергию, которая в зимние месяцы живет под землей у
Плутона, а в летнее время возвращается с богиней плодородия. Страбон пишет, что храм
Элевсина, где проходили мистерии, мог вместить двадцать или даже тридцать тысяч человек.
Мистерии сопровождались драматическими представлениями и чувственными танцами,
рассказывающими о приключениях богинь и богов.
Действительная цель мистерий была скрыта под завесом тайны, и разобраться в
запутанной греческой мифологии было действительно доступно только посвященным (одно
божество могло иметь несколько имен).
Танец всегда служил выражением радости. Библия, например, свидетельствует о
радости еврейского народа после перехода через Красное море (Исход) и освобождения от
египетского рабства: женщины воспели хвалебную песнь Господу, сопровождаемую пляской
с тимпанами. В книге пророка (см. Примечание) Иеремии предсказано возвращение Израиля
из вавилонского плена, которое будет сопровождаться «хороводом веселящихся» (Иеремия
31:4). При этом Библия предостерегает от танцев, имеющих целью угождение плоти или
идолослужение (Исход 32:19; 3 Царств 18:26; Матфея 14:6), принятых у языческих народов:
повторяющиеся определенные ритмические движения (они присутствуют и в некоторых
современных танцах), доводившие до экстатического состояния, считались совокуплением с
божеством в акте сотворения чего-либо. Пребывая в подобном состоянии, человек не мог
контролировать своих движений, поэтому окружающие были уверены, что он находится в
обладании этим божеством, что вызывало страх и трепет. «В пении и пляске являет себя
человек сочленом более высокой общины: он разучился ходить и говорить и готов в пляске
взлететь в воздушные выси. Его телодвижениями говорит колдовство» (Ницше).
Той же силой были охвачены, по словам Ницше, в немецком средневековье толпы
людей, носившиеся с пением и плясками с места на место. «В этих плясунах св. Иоанна и св.
Витта мы узнаем вакхические хоры греков с их историческим прошлым в Малой Азии,
восходящим до Вавилона и оргиастических сакеев. Бывают люди, которые от недостаточной
опытности или вследствие своей тупости с насмешкой или с сожалением отворачиваются, в
сознании своего здоровья, от подобных явлений, считая их «народными болезнями»: бедные,
они и не подозревают, какая мертвецкая бледность почиет на этом их «здоровье», как