181
наказанием богов, а результатом влияния окружающей среды и нарушения питания. Косская
школа развивала учение о четырех телесных соках и типах людей, живущих в разных
местностях; утверждала основы врачебной этики; разрабатывала принципы наблюдения и
лечения у постели больного, которые легли в основу клинического (
klinike
«уход за лежачим
больным» от
kline
«ложе») направления в медицине.
Примечание 48
. Этот термин этимологически соотносится с именем Коры –
богини, унаследован греками из древней вавилонской мифологии через ханаанейскую или
хеттскую колонию, существовавшую на Коринфском перешейке в начале II века до н.э., где
существовал культ титанов и титанид в виде божеств, управляющих семью днями священной
планетной недели. Властителям планет никогда не разрешалось влиять на официальный
олимпийский культ, поскольку их природа воспринималась как негреческая, а
приверженность им считалась непатриотичной (Геродот). Сконцентрировав в себе
заимствованные из других культур легенды и адаптировав их к собственным
представлениям, народную мудрость и подлинные события, система верований оказалась
запечатленной в поэмах Гомера, сложенных в Малой Азии, которые увековечили не только
древних героев и царей, но и Зевса с его свитой. «Илиада» и «Одиссея» стали основанием
для формирования национальной традиции (устные предания были записаны по указанию
афинского тирана Писистрата). Гомеровский мир развился из суровой народной философии
под властью «аполлонического стремления к красоте», по словам Ф. Ницше. Затем «это
«наивное» великолепие вновь было поглощено ворвавшимся потоком дионисизма».
Геродот писал, что до Гомера греки не имели ясного представления о богах, их
жизни, отношениях и сферах деятельности (Геродот). «Грек знал и ощущал страхи и ужасы
существования; чтобы иметь вообще возможность жить, он вынужден был заслонить себя от
них блестящим порождением грез – олимпийцами. Необычайное недоверие к титаническим
силам природы, безжалостно царящая над всем познанным Мойра (судьба), коршун великого
друга людей – Прометея, ужасающая судьба мудрого Эдипа, проклятие над родом Атридов и
принудившее Ореста к матереубийству, короче – вся эта философия лесного бога, со всеми
ее мифическими примерами, от которой погибли меланхолические этруски, – непрестанно
все снова и снова преодолевалась греками при посредстве того художественного
междумирия олимпийцев или во всяком случае прикрывалась им и скрывалась от взоров.
Чтобы иметь возможность жить, греки должны были, по глубочайшей необходимости,
создать этих богов; это событие мы должны представлять себе приблизительно так: из
первобытного титанического порядка богов ужаса через посредство аполлонистического
инстинкта красоты путем медленных переходов развился олимпийский порядок богов
радости; так розы пробиваются из тернистой чащи кустов. Как мог бы иначе такой
болезненно чувствительный, такой неистовый в своих желаниях, такой из ряда вон склонный
к страданию народ вынести существование, если бы оно не было представлено ему в его
богах озаренным в столь ослепительном ореоле» (Ницше).
Так стало формироваться своего рода гомеровское мировоззрение
,
определяющее
содержание обучения и воспитания, для которого поэмы ионийского певца послужили чем-
то вроде священной книги. Боги-победители поселились на Олимпе, который в
представлении эллинов стал уже не только горой, но и некоей небесной областью. Обитатели
Олимпа мыслились как существа во всем, кроме бессмертия, сходные с людьми.
Олимпийский мир выступил «как преображающее зеркало, поставленное перед собой
эллинской «волей». Так боги оправдывают человеческую жизнь, сами живя этой жизнью
среди войн и соперничества, интриг и пиров, любви и ненависти. Здесь ничто не напоминает
о воздержании, терпении, духовности и долге: здесь все говорит «о роскошном, даже
торжествующем существовании, в котором все наличное обожествляется, безотносительно к
тому – добро оно или зло». Ницше в книге «Рождение трагедии, или Эллинство и
пессимизм» приводит стародавнее предание народной мудрости, рассказывающее о поисках
мудрости царем Мидасом. Он долгое время гонялся по лесам за мудрым Силеном,