180
«так, да будет так», подтверждая то, о чем сказано) (Откровение 5:13, 14). Также псалом 148
призывает все создание к такому прославлению.
Относительно значения слова «Херувим» мнения расходятся. Некоторые считают,
что оно происходит от еврейского слова «рахав», т.е. «ехать верхом, ездить» (если
переставить буквы в корне слова, потому что Иегова восседает на них, как на животных или
колеснице). Другие производят это слово от «карав», т.е. «хватать», и сравнивают греческое
«грипс» с германским «грипп, гриппа» «хватать», гриффин и т.д. Возможно, это слово
попало в койне через ионийский корень этого слова
ker,
который имел значение «сердце;
чувства, душа» (у Гомера). Тогда значение (с учетом библейских текстов, где речь идет об
этих существах) его помогают раскрыть производные от него: κηρ
ῡ
κε
ύ
ω:
1) занимать
должность глашатая, быть глашатаем; 2) сообщать, возвещать; κηρ
ό
-θ
ῐ
только в выражении:
κ. μ
ᾶ
λλον всем сердцем, от всего сердца, до глубины души; κ
ή
ρυγμα, ατος τ
ό
: 1) извещение
через глашатая, объявление; 2) приказание, распоряжение (через глашатая); 3) проповедь;
κηρ
ῡ
κε
ύ
ω
:
1) занимать должность глашатая, быть глашатаем; 2) сообщать, возвещать; κ
ῆ
ρυξ,
иногда
κ
ή
ρυξ
,
дорийское
κ
ᾱ
ρυξ,
ῡ
κος:
1) глашатай; 2) синоним
ἄ
γγελος вестник, гонец; 3)
тождественно
ἀ
π
ό
στολος посланец, посол; 4) проповедник, провозвестник; κηρ
ύ
σσω
,
аттическое
.
κηρ
ύ
ττω
,
дорийское
κ
ᾱ
ρ
ύ
σσω
:
1) занимать должность глашатая, быть глашатаем;
2) созывать (через глашатая); 3) через глашатая объявлять, возвещать, провозглашать; 4)
провозглашать (кем-л.); 5) через глашатая приказывать, делать распоряжение; 6) звать,
призывать; 7) проповедовать, учить.
Примечание 47
. По учению книдской школы тело человека состоит из крови,
слизи, светлой (желтой) и черной желчи. Историки медицины называют среди наиболее
известных ранних школ родосскую (о. Родос) и киренскую (г. Кирена в Северной Африке),
находившиеся вне собственно Эллады – в ее заморских поселениях и называвшихся по месту
расположения. Тот же принцип наименования был применен к позднее появившимся
школам: кротонская (г. Кротон), книдская (г. Книд), сицилийская (о. Сицилия) и косская (о.
Кос). Учение кротонской врачебной школы основывалось на следующих положениях: 1)
организм есть единство противоположностей; 2) здоровый организм есть результат
равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и
горького и т.д.; господство же (
monarchia
– единовластие) одной из них есть причина
болезни; 3) противоположное излечивается противоположным. Представитель этой школы –
философ-пифагореец Алкмеон, который считал головной мозг органом познания; причины
некоторых болезней связывал с истечением излишней слизи. В книдской школе развивалось
учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь); здоровье
понималось как результат их благоприятного смешения, тогда как неблагоприятное
смешение соков расценивалось как причина большинства болезней. На основе учения о
соках организма сформировалась гуморальная теория. Продолжая традиции вавилонских и
египетских врачевателей, книдская школа развивала учение о признаках заболевания –
симптомах и диагностике. Сицилийская школа была основана Эмпедоклом (см. Приложение)
– жрецом, врачом и философом, считавшим, что сутью всех вещей являются огонь, вода,
воздух и земля; что они вечно неизменны, непознаваемы и неразрушаемы; что они не могут
превращаться один в другой и лишь смешиваются механически; что многообразие мира есть
результат различных пропорций этого смешения. Эмпедокла считают основателем
классического учения об элементах, которые, по мнению философа, образуют простые части
организма. Сицилийские врачеватели признавали сердце главным органом сознания; четыре
телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и
сухое). Врачеватели косской школы, расцвет которой связан с именем Гиппократа, следуя
натурфилософским воззрениям, воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной
связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в его организме
природные целительные силы – физис (
physis
«природа»). Болезнь они считали не