179
видении Иезекииля херувимы подпирали прозрачный свод, над которым возвышался
престол как бы из сапфира, и на нем – подобие славы Божией в образе человека, от которого
исходило сияние, подобное радуге (Иезек. 1:22, 26, 28; 10:18-20).
Получить ясное представление о виде херувимов по приведенным выше местам
очень трудно с человеческой точки зрения. Поэтому их трактуют как символические
изображения славы и силы Иеговы, проявляющейся в Его творении. Известно, что
некоторые древние языческие народы поклонялись божествам, имевшим разные
изображения, которые соединяли в себе черты различных животных, и символизирующим
более высокие и совершенные существа, нежели те, которые их окружали в
действительности. Египетские сфинксы, ассирийские крылатые быки с человеческим лицом,
грифоны греческих мифов с орлиными крыльями и львиными когтями, которые стерегли
золотые сокровища севера и т.д. Предполагают, что Моисей при общении с Богом принял
этот образ крылатого существа, не имевший ничего общего с идольскими представлениями.
Египтяне также имели священные ковчеги, украшенные окрыленными
изображениями; но в этих ковчегах находились кошки, крокодилы и змеи в качестве
предметов поклонения. Учитывая, что евреи жили среди народов-идолопоклонников и часто
перенимали их культы (например сделали из золота тельца и стали поклоняться ему как
избавителю из египетского плена; поскольку человеку бывает трудно поверить в
существование невидимого Бога, намного проще по своим представлениям сделать статую и
поклоняться ей), Бог дал народу доказательства Своего присутствия, а не Свое изображение.
Поэтому Ковчег Завета с изображениями херувимов стал символом присутствия Божьего
среди избранного Им народа.
В книге пророка Иезекииля (любой пророк, подобно Моисею, обычно начинал
свое служение лишь после того, как Бог приоткрывал ему Свое Божественное присутствие.
Каждый из пророков бывал допущен на небесный совет, где ему позволялось выслушать
слова Божии. Именно в этом состояло отличие истинного пророка от ложного) дано
описание херувимов: «И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и
клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из середины его видно было подобие четырех
животных, – и таков был вид их: облик их был как у человека; и у каждого четыре лица, и у
каждого четыре крыла; а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их как ступня ноги у тельца, и
сверкали, как блестящая медь, и крылья их легкие. И руки человеческие были под крыльями
их, на четырех сторонах их; и лица у них, и крылья у них – у всех четырех; крылья их
соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое
по направлению лица своего. Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны
у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца и лице орла у всех четырех. И лица их, и
крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а
два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту строну, которая пред лицеем его; куда дух
хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных
был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от
огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает
молния» (Иезек. 1:4-14). С херувимами Иезекииля сравнивают четырех существ в
Откровении Иоанна, имеющих лица которых представляли высшие формы жизни среди
разных категорий тварных созданий: лицо человека выше других, и оно обращено наружу;
телец представляет домашних животных, лев – диких, орел – птиц. Все эти существа, имея
также множество глаз, громко и беспрерывно взывали: «Свят, свят, свят Господь Бог
вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откровение 4:6 и дал.).
Следовательно, эти херувимы отражают служение Богу всей природы и духовных
существ в совокупности, и проявление этого служения в исполнении воли Божией. Всякое
создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, воспевало хвалебную
песнь Богу, а четыре существа говорили: аминь (евр. слово: «правда, верность, истинность»;
переводится также «истинно, верно»; употребляется в конце молитв и псалмов, обозначает