174
налево, чтобы идти вслед иных богов и служить им»; 2) отрицание Бога и Его законов; в
этом случае – это путь, где человек предоставлен самому себе и где его ждет проклятие, о
котором он предупреждается. Последствия непокорности распространяются не только на
самого человека, но и на его детей, внуков и т.д. Это также «смятение и несчастье во всяком
деле… и ты скоро погибнешь за злые дела твои» и т.д. В проклятие входят и болезни:
моровая язва; чахотка, горячка, лихорадка, воспаление, ржавчина; проказа Египетская,
почечуй, короста и чесотка (последняя группа могла относиться к язвам Египетским). В
стихе 61-м сказано: «…и всякую болезнь, и всякую язву, не написанную (и всякую
написанную) в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен».
Болезнь является образом греха: «Увы, народ грешный, народ обремененный
беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого
Израилева, – повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся
голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него
здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и смягченные
елеем» (Исаия 1:4-6).
Кроме средства наказания, болезни служат для испытания веры и мужества
человека (пример Иов): «Испытания, которые вам придется перенести, это обычные
человеческие испытания. Бог верен! Он не допустит испытаний, которые были бы вам не по
силам, и к тому же во всяком испытании Он даст и выход из него, и силы для его
преодоления» (1 Коринфянам 10:13).
Причинами болезней указываются грехи юности, нетрезвость (чаще понимаемое
как отсутстие здравомыслия), изнеможение. В других книгах Библии названы как болезни,
кроме перечисленных, слепота, морщины, беснование, глухота, изурение, водяная болезнь,
немота, дизентерия, кровотечение, хромота, отсутствие аппетита, лунатизм, меланхолия,
расслабление (паралич), наросты, черви. Дети особенно страдают от болезней.
Характеристики болезней выражаются следующими прилагательными: отвратительны,
мучительны, продолжительны, сложны, неизлечимы.
Если в библейской традиции болезнь была образом греха, то в языческом мире
болезни представлялись врагами или дикими животными. Распространение заболевания
сравнивалось с наступлением врага, нападением зверя или захватом укрепленных позиций. В
каждом случае освобождение от болезни ассоциируется с действием божества или духа,
несущим выздоровление, к которому «взывает» (жрец, т.е. «тот, кто взывает») посвященный
в «тайные знания».
Болезнь как враг выступила объектом познания для древних врачевателей и
представлялась принадлежащей сразу двум мирам: чувственно воспринимаемому и
сверхреальному, потустороннему. Это проявилось в том, что нередко именование болезни
стало именованием демонологического персонажа. Например, олицетворением болезней и
невзгод в славянской мифологии были демонические существа Горе и Лихо. Наслать на
людей и домашний скот болезни могла и Кикимора – злой дух дома.
В основе именования болезней лежал также признак, в соответствии с которым
определялось наличие болезни (например цвет, реакции больного), условия ее появления
(например время), то есть признаки, актуальные для врачевателя. Таким образом, сфера
врачевания была отделена от сферы собственно болезни, так как исследователями не
отмечено наименований болезней, связанных со способами их излечения.
Активность болезни, ее персонификация и одушевление отразились в
преимуществе отглагольных существительных над существительными, образованными от
других частей речи. Таким образом, на первый план выступает ее действующий признак,
проявляющийся в действии болезни или больного под влиянием заболевания. Одно от
другого в ряде случаев отделить невозможно, поскольку в народной культуре поведение
больного воспринималось как повторение действий болезни: костоломка, колотун, нуда,
вихлец, выпадок, гуньба, дергач, бессонки, бессонье, петовка, мученье, порикожа. Такой