Стр. 173 - 2

Упрощенная HTML-версия

173
пульса, рассуждений о связи нервной системы с деятельностью различных органов. Врачам-
исследователям, имевшим доступ к источникам Александрийской библиотеки, было
разрешено вскрывать человеческие трупы. Хотя анатомические сведения содержались в
сочинениях греческих врачей V–IV вв. до н.э., анатомия получила развитие именно в
Александрийской школе. Александрийская школа во многом стала связующим звеном
между греческой и римской медициной. Герофил и Эразистрат (IV–III вв. до н.э.) – наиболее
известные представители Александрийской школы, оказавшие влияние на развитие
медицины в Древнем Риме. Считают, что Герофил одним из первых начал препарировать
человеческие трупы. Исследуя строение глаза, он дал описание стекловидного тела и
сосудистой оболочки. Медицинские сочинения врачей Александрийской школы
способствовали выделению анатомии в самостоятельную науку, которая пользовалась
сравнительными анатомическими исследованиями. Школы последователей Герофила и
Эразистрата существовали еще долгое время. Им приписывали начало систематических
вскрытий с целью изучения анатомии и использование человеческого скелета при обучении
врачей. Главной заслугой этих школ было дальнейшее развитие анатомии и появление
эмпирической школы, считавшей своей задачей идти практическим путем, путем опыта.
Врачи-эмпирики стали полагаться в основном на внешнее наблюдение, сопоставляя
одинаковые симптомы различных заболеваний. Большинство их сочинений не дошло до
нашего времени и известно только благодаря упоминанию о них или цитированию более
поздними авторами. Вот некоторые высказывания их: «Земледельцем или кормчим делаются
не беседами, а упражнениями»; «Неважно, что причиняет болезнь, важно то, что ее
устраняет»; «Болезнь лечится не красноречием, а лекарством». Высказывания эти носят
спорный характер, поскольку вырваны из контекста и вполне могут иметь совсем не тот
смысл, который вкладывал в них автор.
Примечание 40
. Сосудами в переносном смысле также назывались люди: «А ты
кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «Зачем ты меня так
сделал?». Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд
для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и
явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил
к славе, над нами, которых Он призвал не только из иудеев, но и из язычников?» (Послание
апостола Павла Римлянам). Или: «Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то
пламенные уста и сердце злобное» (Притчи 26:23).
Примечание 41
. В древности не было специального учения о болезнях, как и
медицинской терминологии, поскольку болезни воспринимали как наказание Божие,
начавшееся с Адама и Евы, вследствие их предательства, в результате которого Бог «жене
сказал: умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать
детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же
сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе,
сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни
жизни твоей; тернии и волчцы произрастит она тебе; будешь питаться полевою травою; в
поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, их которой ты взят, ибо
прах ты и в прах возвратишься» (Бытие 3:16-19). Дальнейшее развитие взаимоотношений
человека с Богом указаны во всех библейских текстах. Оно идет по двум путям, которые Бог
через Моисея указал во Второзаконии (см. Приложение) в 28-й главе: 1) послушание и
исполнение Его заповедей (т.е. личное знание и процесс познания Его) – в этом случае Он
обещает благословение в делах, благословение детей, «поразит пред тобою Господь врагов
твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут
от тебя» и пр. «и не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо ни