172
– легкие и желтый (восток) – желудок. Сосуды изображали головы египетских богов: Амсета
в образе человека, Дуатмуфеда в облике шакала, Кебехсемуфа с головой сокола, у Хапи была
голова обезьяны. Сердце оставляли в теле по причине центральной роли этого органа.
Древнеегипетские жрецы, владевшие знаниями в области медицины, не только
рассматривали сердце как орган, ответственный за все процессы в теле (т.к. оно качает кровь
во все части тела человека), но и считали его местонахождением сущности человека, из него
исходили все эмоциональные, интеллектуальные и волевые действия человека. Иероглиф,
означающий «хороший», изображал сердце с трахеей, характеризующий честных людей,
язык которых всегда говорил правду. Поскольку египтяне мыслили предельно конкретными
образами, в их понимании сердце и язык символизировали мысль и речь, которые являются
прерогативой Создателя (Птаха, верховного бога Мемфиса – столицы первой династии
египетских царей, сотворившего мир). Считалось наивысшей добродетелью высказывать то,
что чувствует сердце. Этот символ означал также правосудие, которое должно было
основываться на опыте сердца, поэтому определение массы сердца имело значение на суде
потустороннего мира. Служащие храма, осуществлявшие бальзамирование, передавали
затем умершего его родственникам. Те накладывали на тело покойного изображение и
помещали его в «дом мертвых» – саркофаг, на котором помещались символы
индивидуальных богов-покровителей, магические заклинания и графические изображения,
что должно было вселять в мертвого силы вечности, а также имя и социальный статус
умершего. Сохранилась сопровождающая молитва, переведенная с египетского языка
Эвфантом, цитируемая М.П. Холлом: «О могучее Солнце и все Боги, вдохнувшие жизнь в
человека, примите меня и доставьте меня в обитель вечных Богов. Я набожен был и
поклонялся этим божествам, о которых мне рассказали родители, с тех пор, как я живу на
этом свете, и подобным же образом всегда почитал тех, кто породил мое тело. А про других
людей скажу, что не убил никого и не совершил иных дурных деяний. И если в течение моей
жизни я действовал неверно, поедая и выпивая вещи противу закона, то я погрешил не через
себя, а через них» (изображение умершего указывало при этом на внутренности в ящике).
Изымание органов считалось равносильным очищению тела от прежних дурных влияний.
Примечание 39
. Александрия – торговый город, основанный Александром
Македонским в 332 году до н.э. в Нижнем Египте и заселенный в основном греками и
евреями. Город быстро вырос, став центром торговых отношений между Востоком и
Западом; население его доходило до 300 тысяч свободных граждан и такого же количества
рабов. После смерти Александра, который был здесь погребен, город стал столицей Египта,
достигнув своей славы во время первых трех правителей династии Птолемеев. Птолемей
Сотер, первый из этой династии, основал Александрийскую библиотеку, состоявшую из 700
тысяч древних источников, которые были доступны ученым Востока, Греции и Рима,
прибывающим сюда для пополнения своего образования. С этой целью была основана
александрийская школа, где собирались ученые мужи, знакомые со многими отраслями
знаний. После смерти царицы Клеопатры (26 г. н.э.) Александрия попала под власть римлян
и Египет стал римской привинцией при «божественном» Августе – наследнике Юлия Цезаря.
После тысячелетнего процветания Александрия покорилась сарацинам, завоевания которых
осуществлялись под предводительством могущественного турецкого калифа Омара (VII в.
н.э). Сарацины сожгли библиотеку, уничтожив множество источников. С этого времени
город утратил статус научного центра и был только торговым пунктом, вплоть до открытия
мыса Доброй Надежды в 1497 году. О былом великолепии свидетельствуют лишь
многочисленные развалины, остатки колоннад, храмов и обелисков, многие из которых были
вывезены в Лондон и Нью-Йорк в конце XIX века.
В трудах греческих врачей, живших в Александрии, содержится множество
прямых заимствований из египетской медицины. Это касается, в частности, описания
головного мозга, синхронности биения сердца и сокращения пульса, упоминания о подсчете