Стр. 171 - 2

Упрощенная HTML-версия

171
Примечание 38.
Понятие мумификации имеет древнеегипетское происхождение,
основанное на убеждении в том, что тело, разум и душа человека образуют одно неделимое
целое и сохраненное тело путем бальзамирования будет востребовано бессмертной душой
при воскресении из мертвых. Поэтому египтяне, вавилоняне и вслед за ними персы самое
большое внимание уделяли сохранению физического тела. Согласно их вере, душа умершего
человека еще долго могла быть в контакте с телом и не скоро отчуждалась от него; мертвый
мог продолжать жить только в своем физическом облике, поэтому препарирование трупа
осуществлялось очень тщательно, специально подготовленными мастерами, как их называет
Геродот.
В соответствии с описанием Геродота мастера сначала показывают родственникам
раскрашенные деревянные изображения покойника, затем предлагают способы
бальзамирования – начинают с наилучшего, затем более простой и дешевый и заканчивают
самым дешевым. После «опрашивают родных, за какую цену и каким способом те желают
набальзамировать покойника. Если цена сходная, мастера… самым тщательным образом
принимаются за работу. Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим
способом удаляют только часть мозга, остальную же часть – путем впрыскивания
(растворяющих) снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и
очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв
ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями.
Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой, кассией и прочими благовониями
(кроме ладана) и снова зашивают. После этого кладут тело на 70 дней в натровый щелок.
Больше 70 дней оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении 70-дневного срока, обмыв
тело, обвязывают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают
камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад,
изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника.
Положив тело в гроб, его хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене.
Таким способом богачи бальзамируют своих покойников. Если родственникам из-за
дороговизны (первого) приходится выбирать второй способ бальзамирования, то мастера
поступают вот как. С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость
покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей.
Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало,
кладут тело в натровый щелок на определенное число дней. В последний день выпускают из
кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает
желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый щелок разлагает мясо,
так что от покойника остаются лишь кожа да кости. Затем тело возвращают родным, больше
уже ничего не делая с ним. Третий способ бальзамирования, которым бальзамируют
бедняков, вот какой. В брюшную полость вливают сок редьки и кладут тело в натровый
щелок на 70 дней. После этого тело возвращают родным. Тела жен знатных людей отдают
бальзамировать не сразу после кончины, как и тела красивых и вообще уважаемых женщин.
Их передают бальзамировщикам только через три или четыре дня. Так поступают для того,
чтобы бальзамировщики не совокуплялись с ними… Если какого-нибудь египтянина или
(что все равно) чужеземца утащит крокодил или он утонет в реке, то жители того города, где
труп прибило к берегу, непременно обязаны набальзамировать его, обрядить как можно
богаче и предать погребению в священной гробнице. Тела его не дозволено касаться ни
родным, ни друзьям. Жрецы бога (реки) Нила сами своими руками погребают покойника как
некое высшее, чем человек, существо» (2, 86-90).
Забальзамированные внутренности знатных людей и членов царской семьи
помещались в четыре специальных кувшина (канопы), формы которых изображали четырех
сыновей Гора, сопровождавших усопшего в его путешествии в потусторонний мир и
показывавших направление четырех сторон света. Перед вложением в сосуды внутренности
окрашивались в четыре цвета: черный (запад) – кишки, белый (юг) – печень, красный (север)