170
которого раскрывается не сразу. «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и
привел ее к человеку, И сказал человек: вот, это кость от кости моей; она будет называться
женою, ибо взята от мужа (своего). Потому оставит человек отца своего и мать свою и
прилепится к жене своей: и будут (два) одна
плоть
» (Бытие 2:22-25). Этот рассказ носит
образный характер (апостол Павел также говорит в 1 Послании к Коринфянам, что «это были
образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое»). Действия обоих представителей
влекли за собой последствия для тех, кого они представляли. Бог создал первому человеку
все условия для счастливой жизни и обещал, что такое положение сохранится для него и его
потомков, если он засвидетельствует свою верность послушанием Его заповеди: не есть
плодов с дерева, названного деревом познания добра и зла. Перед Адамом встала проблема,
предполагающая выбор: захочет ли Адам, чтобы Бог Сам объяснил ему, что является
добром, а что – злом, или он станет самостоятельно искать решение, игнорируя сказанное
Богом. Адам, послушавшись Еву, которую ввел в заблуждение сатана (с евр. «противник»,
«подстрекатель»), оскорбил Бога тем, что съел запретный плод. В результате этого, во-
первых, то умонастроение безбожного самопревозношения, в котором Адам совершил грех,
стало неистребимой чертой его характера и перешло от него к его потомкам: «И увидел
Господь Бог, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления
сердца их были злы во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и
восскорбел в сердце своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я
сотворил, от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что
создал их» (Бытие 6:5-7). «Но земля растлилась пред лицом Божиим и наполнилась
злодеяними. И воззрел Господь Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть
извратила путь свой на земле» (Бытие 6:11-12). Так в Библии названы причины потопа,
воспоминания о котором сохранились во всех древних культурах. Уцелел один лишь Ной со
своей семьей, поскольку «был человеком праведным и непорочным в роде своем». Во-
вторых, Адама и Еву объяло чувство нечистоты и вины, заставившее их стыдиться и бояться
Бога. В-третьих, они попали под проклятие, в котором пребывал сатана, и, став причастными
страданиям и смерти, были изгнаны из Едема. Однако в то же самое время Бог стал являть
им Свое спасительное милосердие: Он сделал им кожаные одежды, чтобы прикрыть их
наготу, и обещал, что однажды семя жены поразит змея в голову, предвозвестив так о Христе
(«Христос рожден от семени Давида по плоти» Рим. 1:3). Здесь уместно привести слова
Паскаля о том, что учение о первородном грехе является оскорблением разуму, но, будучи
принятым, делает понятным то положение, в котором находится человек.
Древнерусское «плоть» имело значение «кожа, цвет кожи»; старославянское
плътъ
было смысловым эквивалентом греческому
sarcos.
Таким образом, под «плотью»
понимались составные части тела человека и животного в отличие от костей; тело вообще;
национальное происхождение. Слово подчеркивает телесную сторону человеческой
природы, родственной животной, указывая на ее слабость и бренность. Отсюда – общие
физиологические инстинкты у животных и человека. При создании человека Бог наделил его
частью Своего Духа с тем, чтобы дух им управлял. Но внутреннее отдаление от Бога в
грехопадении ослабило дух человека до того, что мысли его стали заняты внешним миром и
он утратил господство над своей плотью с ее влечениями. В Послании к Галатам Павел
называет «дела плоти»: «они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны,
ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное». Те же, «которые
Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и
поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать».
Павел перечисляет плоды измененного человеческого духа: «любовь, радость, мир,
долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (5:19-26).