159
и на все другие заболевания, в том числе и зубные, поскольку черви, как считали
древнеегипетские врачи, могут появляться в организме человека не только в результате
приема плохой или загрязненной пищи и воды, но и в результате порчи его соков. Именно
вследствие широкого распространения таких представлений о причинах болезней основу
предупреждения и лечения болезней в Египте составляли очистительные мероприятия:
омовения, изгнание видимых и невидимых червей; удаление «дурной» крови и испорченного
«воздуха». Вавилоняне также связывали происхождение многих болезней с червями, причем
определенные паразиты вызывали определенные болезни. Червь представлялся не символом
болезни, а вполне реальной причиной ее. А поскольку существовала вера в то, что болезни
были вызваны нападением злых духов, либо кознями волшебников, то применение
лекарственных средств сопровождалось чтением заклинаний. Например, в наставлении
зубному врачу это заклинание рекомендовалось повторить трижды над больным, после того
как ему дадут лекарство или совершат какие-то процедуры:
Когда Анну сотворили небеса,
А небеса создали землю,
Земля родила реки,
А реки создали канал.
Потом появились болота,
Те – где живет червь.
К Шамашу пришел он плача,
И слезы лились перед Эа:
«Что же мне есть, скажи мне?
А еще скажи, что мне пить?»
Я дам тебе спелый финик,
А еще – я дам тебе абрикос.
Зачем они нужны мне,
И абрикос, и финик?
Подними меня и позволь жить среди зубов и смолы.
Кровь из зуба я буду пить,
А о смолу я буду точить их корни.
Возьми булавку и закрепи ее.
Ведь ты сам хотел так, червь,
И пусть рука твоя будет
Такой, как у Эа.
В древнем Китае в XIV веке до нашей эры причиной появления зубной боли
считали также проникновение в полость зуба червя. Теория о «зубном черве»
просуществовала вплоть до XIX века.
Зубам в древнем мире придавали важное значение: крепкие, здоровые зубы
считались одним из критериев красоты и здоровья, символом силы, а потеря их
приравнивалась к дряхлости. Для высших жрецов в книге Левит обязательным требованием
было названо физическое здоровье. Человек, у которого были проблемы с зубами, не
допускался к служению Богу: повреждение зубов считалось последствием серьезного
проступка. Если господин случайно выбивал зуб своему рабу, то был обязан дать ему
свободу.
В «Гиппократовом сборнике» есть небольшой трактат «О прорезывании зубов»,
составленный в виде афоризмов, которые только отчасти относятся к прорезыванию, а в
остальном содержат указания относительно детей грудного возраста и, в частности,
трактуют о заболеваниях миндалин и глотки. Средневековые медики считали, что зубная
боль происходит первоначально в голове, а затем идет к зубу, заканчиваясь в его корне.
Большинство лекарств того времени приготовлялось из сока или вытяжек корней растений,