158
волшебную страну; местом хранения волшебных предметов (например лампа Аладдина) и
сокровищ.
Примечание 26
. Вследствие своего центрального значения для телесной жизни
сердце символизировало центр жизни духовной. Сердце считалось средоточием всех
душевных возбуждений (эмоций от лат.
e-movere
«вынимать», «взрыть», «потрясать,
«волновать, колебать») и движений, центром ощущений; исходным пунктом мыслей и
волевых побуждений. «Сердце праведных обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают
зло» (Притчи 15:28); «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет
шествием его» (Притчи 16:9); «Много замыслов в сердце человека, но состоится только
определенное Господом» Притчи (19:21); «…от избытка сердца говорят уста» (Евангелие от
Матфея 12:34); «…ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния,
любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека…» (там же 15:19).
Сердцем называлась внутренняя жизнь человека, то, что живет в глубине сердца и
оттуда исходит. Считалось, что именно в сердце живет совесть (в современной
терминологии это нравственное самосознание человека). Именно там происходит подлинное
покаяние человека и рождаются вера и любовь. В соответствии с библейским учением Бог
знает мысли сердца; взвешивает и судит их; испытывает сердце; влагает мудрость в сердце,
просвещает его; смиряет сердце скорбью; ожесточает сердце; обращает к Себе; может
изменять сердце, очищает его; живет в сердце верного Ему человека.
Анатомическое строение сердца описано в одноименном трактате, входящем в
«Гиппократов сборник». Сердце здесь представлено автором главным органом, жизненным
центром человека: в левом желудочке пребывает ум, и оттуда он управляет душой человека.
Носителем ума является врожденное тепло или огонь, питающийся чистым и светлым
выделением крови. О врожденном тепле упоминается и в «Афоризмах» Гиппократа (I, 14),
но местопребывание мыслительной способности помещается в мозгу («О священной
болезни», гл. 14). Автор трактата «О сердце» считает сердце началом главных сосудов, тогда
как в ряде других сочинений их началом считают голову или печень и селезенку. Давая
анатомическое описание сердца, он восхищается целесообразным устройством отдельных
частей сердца, представляя его как произведение искусного мастера, делающего все по
расчету. Этот прием описания сходен с тем, который применен Платоном в «Тимее».
Вынимание сердца производилось по строго определенным религиозным предписаниям.
Сведения по анатомии содержатся в «Шестодневе» Иоанна Болгарского (X в.),
который переписывался на Руси до XVIII века. Наиболее ранний из русских списков этого
произведения, рассказывающего о шести днях творения, относят к 1414 году. Особенно
много внимания уделено в «Шестодневе» сердцу и мозгу. Сердце названо «князем и
владыкой» человеческого тела. Объяснение находит и его «преклонение на левую сторону»
тела: поскольку она является более «ветреной», «воздушной» по сравнению с правой, то
нуждается в утяжелении за счет сердца. Равновесие достигается тем, что правая часть тела
«нехудую помощь приемлет» от печени, которая по форме так же «круговата», как и сердце.
Позже представление о жизненном цикле человека связывалось в первую очередь с
формированием сердца в его теле. Помимо сочинения Иоанна Болгарского, в Древней Руси
были известны и другие варианты «Шестоднева». Большое внимание в них уделено учению
о предназначении человека: «Божья рука» ведет каждое творение к цели для осуществления
заранее намеченного («обреченного») Богом развития. Отмечается также особая роль сердца
среди других органов. Сердце «огнеобразно», хотя «внутри себя не имеет ни единой искры».
Примечание 27
. По представлениям древних египтян главную роль в
возникновении болезней играли черви. Причем это представление распространялось не
только на истинные гельминтозы, имевшие широкое распространение в Древнем Египте, но