160
их семян или других частей. Поэтому большую часть медицинских книг занимали названия
растений и описание их действия.
Наиболее важным документом, описывающим стоматологическую практику
средневековья, являются записи Хильдегарды –
аббатисы Бингена из Германии (1099–1179).
Родилась она в Бериерсгейме, в благородном семействе Хильдеберта и Мехтильд десятым
ребенком. С самого рождения владела чудесным даром видеть таинственные взаимосвязи
людей и природы. С 8 лет до конца жизни эта одаренная способностью провидения женщина
вела суровую жизнь монахини в монастыре Святого Бенедикта. В своей книге «Физика» она
писала о заживляющем действии растений, минералов и других вещей, давая им немецкие
названия. У Хильдегарды болезнь не является ни бременем, ни запугиванием; это сигнал к
возможности переменить всю свою жизнь, освободиться от бремени и стать новым
человеком. При этом она рекомендует для 29 вызывающих болезни «факторов риска» пост
как основное лекарство, так как он активизирует всего человека, мобилизует и
восстанавливает жизненные силы. Хильдегарда пишет: «Во всех творениях (деревьях,
растениях, драгоценных камнях) скрыты тайные целебные силы, и никто не может знать их,
если они не были ему открыты Богом». По ее мнению, существует три большие группы
болезней, соответствующих трем семядолям, из которых развилось человеческое тело, –
эктодермы, мезодермы и эндодермы. Голова, глаза, уши, зубы, сердце, легкие, печень,
селезенка, нижняя часть живота, половые органы, ноги относятся к эктодермическим
болезням и зависят от сегментного строения тела и нервной системы. Хильдегарда считала,
что к каждому из этого огромного числа органов применима типичная лечебная процедура,
если речь идет о радикальном лечении органа. Зубную боль аббатиса рассматривала как
результат наличия гнилой крови в артериях, снабжающих зубы. Она также упоминает о
«зубном черве» и предлагает дым алоэ для того, чтобы изгнать его из зуба. Хильдегарда
предлагала простые профилактические меры, утверждая, что зубной червь развивается
потому, что рот не полощут чистой холодной водой. Тот же, «кто хочет иметь здоровые и
сильные зубы… должен утром, сразу после подъема, набрать в рот чистой холодной воды в
рот и так держать, пока слизь, которая покрывает зубы, не отойдет. Той же водой, которую
он держит во рту, он должен чистить зубы, часто повторяя это. Тогда слизь не будет
нарастать на зубах, и зубы будут оставаться здоровыми».
Поскольку причиной кариеса считался зубной червь, то все методы лечения были
направлены на то, чтобы любыми путями избавиться от него. Для этого применялись
различные выкуривания с помощью лекарственных трав, в больной зуб вливалось по каплям
лекарственное средство, делались аппликации из воска вокруг зуба, а затем в него вливалась
кислота. Для лечения болезней зубов применялись мандрагора, чеснок, плющ, роза.
Например, чеснок наносился на ноготь большого пальца руки с той стороны, где болел зуб;
сок плюща вводился в нос или в ухо. В Китае применялись также иглоукалывание,
прижигание. Основными внешними причинами болезней зубов врачи считали принятие
горячей пищи сразу же после холодной, употребление слишком твердой пищи,
неправильный уход за полостью рта, слишком сильное трение пищи о десны. Другой
средневековый врач среднеазиатского происхождения, Авиценна (см. Приложение), в
«Каноне врачебной науки» это заболевание обозначил как «образование дупла и разъедание
зубов». Причиной образования дупла, по мнению Авиценны, «служит дурная жидкость,
которая загнивает в зубе. Лекарства, применяющиеся в этом случае, должны быть сушащими
и связывающими. Их применяют как в виде полосканий, примочек, так и в виде
наполнителей, которые кладут в имеющееся в больном зубе дупло. Для этой цели
используют мир, мускус, мастикс, смесь смолы терпентинового дерева с перцем, а также с
лесной мятой. Кроме того, используют серу, имбирь, сваренный с медом и уксусом,
цитварную полынь, амбру. Очень хорошо закладывать в дупло камфару: она препятствует
разъеданию и успокаивает боль. Ко всем вышеупомянутым смесям при болях можно
добавить опий.