149
обреченный на смерть, имел право предложить вместо своей жизни жизнь жертвенного
животного в его крови (кровь невинного за грехи виновного), которую первосвященник
вносил в Святое святых и окроплял ею ковчег свидетельства, символизирующий престол
Божий. Таким образом, ветхозаветное принесение в заместительную жертву животных
являлось прообразом того, что совершил Иисус Христос, который пришел в мир во плоти с
конкретной целью, состоявшей в выполнении воли Своего Отца: взять на Себя проклятие за
грехи мира и примирить через Кровь Свою человека с Богом. Поэтому Он дал людям распять
Себя, моля Отца: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лука 3:34). В соответствии с
новозаветным учением кровь Иисуса является средством очищения человечества от грехов
для воссоединения с Богом, ибо ничто нечистое не может войти в общение с Ним. Христос с
кровью отдал Свою жизнь Богу, заместив Собою человечество перед правосудием Божьим.
Но не все принимали и понимали суть этого события как среди евреев, так и среди
язычников.
Идолопоклонники приносили кровь (некоторые культы требовали человеческого
жертвоприношения) на алтари идолам. Пролитие крови определялось как наказание Божие
(например за злословие родителей или родителям), признаком которого выступало
разрушение не только во всех сферах человеческой жизни, но и в самом человеке.
В Древней Греции также был распространен очистительный обряд, состоявший в
следующем: руки убийцы обливали кровью животного и затем обтирали в знак
освобождения от кровавого греха; потом божество умилостивляли жертвами и молитвами.
Но «скверна» (
miasma
), которую считали живым существом, лежала на убийце и поражала
прежде всего его родичей, а затем распространялась на весь город, заражая его. Скифы, о
которых рассказывает Геродот в четвертой книге «Истории», пили кровь своих убитых
врагов, считая, что вместе с кровью они поглощают их силу.
Сицилийский врач-философ Эмпедокл (см. Приложение) считал, что «мысль
человека есть кровь та, что сердце вокруг омывает». Согласно его учению сердце живет в
волнах быстро обращающейся крови, и в нем находится то, что зовется у людей мыслью,
потому что мысль у людей есть не что иное, как омывающая сердце кровь. Как бы повторяя
мысль библейских текстов, Эмпедокл также считал, что в крови находится душа живого
существа.
Примечание 14
. В древней Месопотамии печень считалась вместилищем души и
центром чувств и страстей. Жрецы рассматривали печень жертвенного животного и
предсказывали по ней будущее или говорили, где находится искомая вещь. Для жителей
Вавилона, Ассирии и Финикии печень была органом, которому покровительствуют божества
и при правильном обращении с которым открывались божественные тайны. В Библии
упоминается о царе Вавилона, который, чтобы узнать будущее, гадал на печени убитого им
зверя (Иезекиль 21:21). Древние индоевропейцы также использовали этот орган для
прорицания. В качестве учебного пособия для начинающих предсказаний служили
изготовленные из камня, глины или металла изображения печени, на которых были
отмечены разные участки этого органа с объяснением их значения. В Риме прорицателей,
занимающихся толкованием значения внутренних органов жертвенных животных, называли
гаруспициями («заглядывающие во внутренности»).
Примечание 15.
В основе этого термина лежит древнегреческий миф, в
художественной форме изображающий религиозную идею перехода от матриархата к
патриархату. Архаичная эллинская религиозная система включала только богинь и их жриц,
что соответствовало культу богини-матери в Месопотамии: женщины являлись
главенствующим полом, отцовство не признавалось, причинами зачатия считались ветер,
съеденные бобы и пр.; наследование шло по материнской линии, а змеи считались
воплощением душ умерших. Против матриархального порядка хтонической богини