Стр. 148 - 2

Упрощенная HTML-версия

148
для приношения Богу, чтобы таким образом вновь получить доступ к оскорбленному его
грехом Богу или чтобы выразить Ему свою благодарность за оказанную помощь. Согласно
Библии жертвы стали приноситься немедленно после изгнания из рая: Каин принес Богу в
дар от плодов земли, а Авель – от «первородных стада своего и от тука их» (скотовод и
земледелец – первые занятия человека на земле). Факт принесения в жертву первородных
подчеркивает, во-первых, что сама сила рождать и порождать дается Богом; во-вторых, это
прообраз жертвы Сына Божия, Который тоже является первородным
.
Богу была приятна
жертва Авеля, чьи мысли, обусловленные верой в Бога и производящие добрые дела в жизни,
породили осознанную благодарность Ему и почитание, в отличие от жертвы Каина, который
позавидовал Авелю. Зная мысли Каина, направленные ко злу, Бог предупредил его о
последствии его действий: «У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе…» и дал власть не
уступать злу: «…но ты господствуй над ним» (Бытие 4:7). Однако Каин оставляет без
внимания Божие предупреждение и ответом его становится убийство Авеля: так в мир вошли
насилие, кровопролитие и смерть. Присвоив божественную власть над человеческой жизнью,
Каин принимает на себя проклятие от земли, впитавшей кровь Авеля, углубляя и множа грех.
Согласно Библии именно Каин, уйдя от Бога, стал отцом земной цивилизации, задав
направление ее развитию: он постоянно находится в процессе строительства города,
которому дал имя «по имени сына своего». Не сохранилось ни этого города, ни памяти о
нем, однако стоят, словно немой укор человеческой гордыне, бросившей вызов Богу,
мегалитические сооружения допотопной цивилизации, например «баальбекская терраса».
Каин и Авель символизируют альтернативу развития человечества – жизнь с Богом (Авель)
или бегство от Бога (Каин). Каин полностью исключил первую возможность и усилил
вторую. У Каина был сын Ламех (значение имени которого «принадлежащий к роду
человеческому»), олицетворявший неизменно возрастающее ожесточение во грехе,
проявляемое в безудержной кровной мести, зависти, многоженстве, противоречащем
заповеданному «…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и
будут [два] одна плоть», а также в безмерной жестокости. Вместо Авеля у Адама и Евы
родился Сиф («дарованный») как ответ Бога на умножение зла. Существует предположение,
что какое-то время (после убийства Авеля и до рождения Сифа) человечество существовало,
не зная Бога. Какие верования и суеверия зародились в этот период, неизвестно, однако
именно о них сказано: «…все мысли и помышления… были зло». Отголоски этого зла
проникли и в послепотопное человечество. У Сифа также родился сын Енос; «тогда стали
призывать имя Господа [Бога]». Призывать или называть по имени – значит знать, поскольку
имя выражает сущность его носителя. В качестве жертвы за совершенный грех приносились
козлы (слово «козел», евр.
тавиш
, имело символическое значение и обозначало вождя или
царя, а также нечестивых людей). Отсюда сохранилось выражение «козел отпущения
(грехов)». Священник возлагал на козла руки и исповедовал над ним все беззакония,
преступления и грехи народа Израилева. Живой козел нес их затем на себе в пустыню к
Азазэлю (в евр. Священном Писании – имя «сатана» и означает «отступник») как
первопричине всего зла. Символическим образом грех отправлялся обратно к тому, от
которого он имеет свое происхождение.
В соответствии с верованиями древних в крови содержалась жизнь, созданная
Богом, поэтому вся кровь принадлежит Ему и не должна идти в пищу: «…душа тела в крови,
и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши» (Левит 17:11). Поэтому
под страхом смерти было воспрещено пить кровь и есть мясо животных с кровью:
«…сторого наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе
с мясом; не ешь ее: выливай ее на землю, как воду; не ешь ее, дабы хорошо было тебе и
детям твоим после тебя вовеки, если будешь делать доброе и справедливое пред очами
Господа Бога твоего» (Второзаконие 12:23-24). Неприкосновенна кровь человека, потому что
он собственность Бога: «Не убий» – гласит одна из десяти заповедей; пролитая, она вопиет к
небу, и Бог взыскивает за всякое кровопролитие. Человек, согрешивший против Бога и за это