Стр. 147 - 2

Упрощенная HTML-версия

147
сближается с понятиями мрака (ночи) и холода (зимы). Как смерть была персонифицирована
(у славян: Мара – злой дух, призрак; богиня смерти и болезней; мерен – черт), так и язва:
«язва, ходящая во мраке» (Псалом 90:6).
Основные положения мировоззрения древнейших цивилизаций нашли отражение
в книгах Ветхого Завета, как и отношение их к болезням, которые воспринимались прежде
всего как божественное наказание, поэтому врачеванием занимались жрецы (жрец, т.е «тот,
кто взывает»), имевшие достаточно глубокие познания в области анатомии, астрономии,
астрологии и пр. Языческие жрецы практиковали также волшебство. Обожествление планет,
природных стихий, животных обусловило появление традиции предварительной молитвы
конкретному божеству: обращение при лечении к божествам основывалось на строгом
требовании не изменять ни одного первобытного названия в заклинаниях, ибо все они
пантеистические имена богов, они проникнуты магнетизмом обожания множества людей и
могущество их невыразимо. Египетские мудрецы, составлявшие сословие жрецов, были
известны всему древнему миру: им было доступно понимание многих истин, например
бессмертие души, ответственность человека за свои поступки, будущая награда и наказание.
С Египтом связана история переселения рода Авраама, которому «сказал Господь:
пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома твоего и иди в землю, которую Я укажу
тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и
будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя
прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Бытие 12:1-3). Египтяне называли
членов этого рода словом «еврей». Оно происходит от имени Евер (праотца рода Авраама) –
одного из потомков Сима (сын Ноя). Это имя употреблялось для называния «пришельцев»,
или «пришедших из другой страны», живших по другую сторону Евфрата, каковыми
являлись на тот момент Аврам (его имя пока не было изменено на Авраам, т.е. «отец
множества»: так назвал этого человека Бог после установления завета с ним) и его семья (от
слова «переход, место перехода»). Постепенно народ, происшедший от этой семьи, попал в
рабство. Так исполнилось предсказание Бога Аврааму, что его потомки будут рабами в
чужой земле 400 лет (Бытие 15:13).
Исход из Египта сопровождался ожесточенным сопротивлением фараона,
прибегнувшего к помощи жрецов, которые демонстрировали свое волшебство, пытаясь
состязаться с Моисеем (Моисей воспитывался в семье египетского фараона и получил
достойное его статусу образование, будучи посвящен жрецами в тайные знания, которыми
он не воспользовался, а выполнял только то, что говорил ему Бог), действующим по
поручению Бога: «Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой,
сынов Израилевых» (Исход 3:10). Предсказанное Богом упрямство фараона повлекло 10
казней, в числе которых была «моровая язва». Израиль также постигало это наказание, и
неоднократно: за изготовление золотого тельца и поклонение ему; за жалобы и ропот,
вылившиеся в восстание против Моисея; за идолопоклонство. Моровая язва была
предсказана перед разрушением Иерусалима. Евреи молились об избавлении от нее. Судя по
всему, это была страшная болезнь, в число разновидностей которой, возможно, входила и
«разъедающая язва», т.е. гангрена.
Примечание
13.
Поддерживающая
жизнь
кровь,
приносимая
в
жертвоприношениях животных и птиц, чья смерть символизировала конец жизни без Бога,
являлась символом примирения с Ним, поэтому «без пролития крови не может быть
прощения грехов». Предательство человеком Бога в Эдеме, связанное с нарушением Его
единственной заповеди «не есть плодов от дерева познания добра и зла, ибо в день, в
который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие 2:17) и выразившееся в
самопревозношении и желании стать «как боги, знающие добро и зло», привело к отделению
от Бога. Прежнее общение с Ним у человека заменилось отчужденностью, соединенной со
страхом, вследствие чего появилась потребность отделять от своего имущества самое лучшее