143
римской мифологией Венера, как и Афродита, родилась из пены, стала женой Вулкана и
матерью Амура-Купидона и Энея, а потому – по официальной римской версии –
родоначальницей рода Юлиев. Существовала поговорка:
sine Cerera et Libero friget Venus –
Без Цереры (хлеба) и Либера (вино) нет и любви. Поэтому слово
venenum
обозначало также
«волшебное питье, зелье, магическое снадобье» (
avaritia, quasi venenis mālis imbūta, animum
effemīnat
– «скупость, словно пропитанная вредоносными зельями, расслабляет дух»). Кроме
указанных значений,
venenum
обозначает: «чары, очарование; отрава; гибель, пагуба; краска,
краситель;
косметическая
краска,
притирание;
целебное
средство,
бальзам,
использовавшийся для укрепления черт лица мертвого человека (
infuso veneno faciem
solidare
).
В греческом языке словом
toxicos
обозначался яд для стрел (от
toxon
«лук;
стрела»). Другое слово, используемое для обозначения яда
pharmacon,
имело также значения
«зелье, снадобье; лекарство, средство, способ; отрава; краска» и восходит, возможно, к
египетскому
Pha-rmuthi
«Поднимающаяся богиня» (название богини урожая в виде змеи
Рененутет). Египетская медицина была неразрывно связана с религией и магией. Магия в
Древнем Египте играла важную роль и была более значимым фактором, чем в Вавилоне,
дополняя религию египтян. Лечение не могло быть эффективным без определенных
религиозных церемоний и песнопений, исполняемых жрецом, который был одновременно
ученым, владеющим знаниями в области лекарственных средств. Он или призывал богов
прийти и избавить от болезни, или говорил от их имени, угрожая злым духам, вызвавшим
болезнь, либо задабривая их, цитируя при этом историю, в которой аналогичное состояние
излечивалось божествами. Эти тексты заговоров послужили для исследователей
дополнительными источниками, представляющими мировоззрения древних египтян,
считавших, что боги правят миром при помощи магии, т.е. тайной мудростью. Главным
магом, или богом мудрости, среди них считали Тота (греки заимствовали его под именем
Гермес). «Звать, призывать, сзывать, именовать» в греческом
kaleo
является этимоном
русского «колдовать». В соответствии с мифологией разных народов колдуны чаще всего
ненавидели людей и всячески старались им вредить, включая отравление с помощью ядов,
но, если исцеление входило в их планы, они использовали свои знания в области
лекарственных средств. Отсюда –
pharmaceutria
«волшебница, колдунья»;
pharmakeia
«лекарство; отравление; собирательница ядовитых зелий, т.е. колдунья; отрава, яд;
ведовство, волшебство»;
pharmakeus
«приготовляющий волшебные, ядовитые
или
целебные
снадобья, т.е
.
колдун, чародей»
;
pharmakeutike
(
techne
) учение о лекарственных средствах;
pharmakeutikon
«целебное средство, лекарство». Глагол
pharmakeio,
в отличие от
kaleo
(здесь
акцент на призывание богов или духов к контакту),
указывал на практическое применение
знаний в конкретной области: «применять лекарства, лечить с помощью лекарственных
средств»; «давать отраву, отравлять»; «наводить чары, колдовать». Глагол
pharmakoo
указывал только на два действия: «отравлять» и «смешивать, приготовлять (снадобья)». Еще
один глагол употреблялся для называния магических действий:
pharmasso
аттич.
pharmatto
означал «применять снадобья»; «зачаровывать, заколдовывать»; «напитывать»; «отравлять»;
«заражать»; «закаливать». На то, что этим делом занимались в основном женщины,
указывают слова
pharmaceutria
«волшебница, колдунья»;
pharmakis
«колдунья, ворожея,
чародейка». Если это существительное указывало на профессиональное занятие женщины, то
существительное мужского рода
pharmakos
носило более общий характер, включая и
характеристику личности человека: «чародей
или
отравитель»; «очистительная жертва»;
«нечисть, осквернитель, негодяй»; «приготовляющий яды»
.
Овидий в «Метаморфозах» упоминает о Кирке, превратившей Фавна (лат. Пан),
считавшегося сыном Гермеса и нимфы Дриопы, в дятла за то, что он отверг ее любовь.
Аполлодор упоминает о Кирке, тетке Медеи, как о волшебнице, приготовившей для Миноса
зелье из волшебных трав, предохраняющее от яда змей и насекомых, а также совершившей
(неохотно) над Ясоном и Медеей очистительный обряд, используя для этого кровь молодой