Стр. 142 - 2

Упрощенная HTML-версия

142
«ловкий». Раскрытие смысла «смотреть» осуществлялось через дополненные значения в
диалектах древнегреческого языка: «чувствовать, воспринимать, замечать», «искать,
стремиться», «разыскание».
Таким образом, в значении «смотреть» приоритетным выступает цель – смотреть с
целью ознакомления. Зрительное восприятие выступает как условие, необходимое для
целого ряда действий: смотреть – наблюдать, следить; смотреть – освидетельствовать;
смотреть – заботиться. Объект зрительного восприятия становится объектом внимания.
Смотреть – это держать в поле зрения объект, не упускать его. Связь между
зрительными и интеллектуальными значениями возникает из направленности процесса
зрения, который есть часть восприятий человека, его интеллекта. Направленность зрительная
переходит (так как направленность зрения предполагает, что человек сам решает, куда
направлять зрение, то есть свое внимание) в направленность внимания на что-либо,
восприятие, оценку:
как вы
смотрите
на эту ситуацию?
или
какова ваша точка зрения?
(тем самым обозначается позиция конкретного человека).
Но следует отметить, что зрительное восприятие далеко не всегда становится
знаком интеллектуального восприятия, поэтому смотреть – вовсе не означает понимания –
размышления –знания. Это лишь фиксация того, что человек имеет физическое зрение.
Поэтому знание (έπιστήμη) часто смешивают с мнением или кажимостью (δόςα), которое
можно сравнить с зеркалом, по словам Леонардо да Винчи «подражающим в себе всем
противопоставленным ему предметам, не обладая знанием их».
Автор трактата «О благоприличном поведении» в «Гиппократовом сборнике»
сравнивал врача-философа с богом, разделяя при этом мудрость, относящуюся к жизни и
поэтому полезную, и «мудрости», возникшие из любознательности, которые «не приносят
никакой пользы всему тому, о чем рассуждают. Некоторую часть их можно еще принять на
том основании, что, где нет праздности, там нет, следовательно, зла, ибо праздность и
ничегонеделание ищут порочности и влекут ее за собою; напротив того, бодрость духа и
устремление ума к чему-либо приносят с собой нечто направленное к украшению жизни.
Поэтому я оставляю в стороне те диалектические тонкости, которые не приносят никакой
пользы; ибо приятнее мудрость, направленная на что-то иное, становящаяся именно
искусством, - искусством, ведущим к благополучию и славе» (см. Приложение).
Та же позиция присутствует у Страбона, который дает обобщенное определение
философии как познания вещей «как божественных, так и человеческих» человеком,
способным к их видению, т.е. философом, «который посвятил себя изучению искусства
жить, т.е. счастья». Именно поэтому «всякая наука входит в круг занятий философа», чем
объясняется «большая ученость» такого человека. К числу таких людей Страбон, цитируя
Эратосфена, причисляет Гомера, Гераклита, Анаксимандра, ученика Фалеса, Гекатея,
Демокрита и других (Страбон. Кн. 1, с. 23). Каждая наука воспринималась эллинами как
некая мудрость (буквально
arete
«высшее качество, способность»). Объясняя ее значение,
Страбон пишет: «Под «мудростями» понимают те науки, которые не нуждаются в
предпосылках, а зависят от самих себя и содержат в самих себе первоосновы и их
подтверждение» (там же). Познание окружающего мира Страбон основывает на показаниях
«чувств и из опыта», а «где нельзя воспринять этого чувством, там путь указывает разум».
Причем из всех чувств, помогающих человеку воспринимать мир, он выделяет слух, который
«для научных целей… гораздо полезнее, чем зрение».(там же) Самым же главным делом для
научных целей Страбон считает искусство описания полученного знания, что «содействует
жизненной мудрости».
Примечание 8.
В латинском языке есть еще слово, одно из значений которого
«яд», –
venenum.
Оно одного корня с
venus
«любовный напиток».
Venus –
имя дочери
Юпитера и Дионы, богини красоты Венеры, чувственных половых отношений. Она была
заимствована из греческого пантеона, в котором именовалась
Aphtodite.
В соответствии с