141
формирование априорного, внутренне осмысляющего восприятия зримого и знания о нем,
переходящего во внутреннюю убежденность, и соответствующего реагирования на пока еще
им не познанное. Тогда оказываются верными слова канадского патофизиолога и
эндокринолога Ганса Селье: «Исследовать в медицине – это видеть то, что видят все, и
думать так, как не думает никто». В этом случае последователи, используя уже открытое,
продолжают либо углубляться в суть познаваемого, доискиваясь его первоисточника, и,
вглядываясь в него, обнаруживают новую грань бытия открытого (например, Эйнштейн,
размышляя о скорости света, вопреки традиционным мнениям ученых, пришел к открытию
теории относительности), либо, основываясь на открытом, идут дальше, в заданном первым
исследователем направлении, подтверждая уже открытое и добавляя свое видение и
понимание познаваемого объекта (так, Максвелл доказал правоту электромагнитной теории
света Фарадея, считавшего, что электричество и магнетизм – два аспекта одной силы,
видимое проявление которой – свет).
Некоторые занимают позицию скептика, подвергающего абсолютно все
сомнению. Но суть скептицизма, изложенная в «Пирроновых основоположениях» врачом и
философом Секстом Эмпириком, представителем античного классического скептицизма, как
раз и заключается в том, чтобы искать истину, в отличие от «догматиков, последователей
Аристотеля, Эпикура, стоиков и др.», «воображающих себя нашедшими», академиков,
последователей Клитомаха, считающими истину «невосприемлемой». В своей работе Секст
объединяет все четыре послеплатоновские академии и не делает различия между
скептическим ее направлением и школой Филона (он боролся против стоической школы, но
уже вполне догматично признавал возможность познания вещей, возвращаясь к чистому
платонизму) и Антиоха, приведшими к неоплатонизму. Все свидетельства о разнице между
скептической школой и Академией сходятся в одном главном пункте: Академия все
отрицает, скепсис ни о чем не высказывается решительно; для него недоказуемо даже то, что
все недоказуемо.
В отношении медицинских исследований Секст считал себя методистом,
хотя Диоген Лаэртский назвал его эмпириком. Медицинские методы в то время были
общими: чистое эмпирическое наблюдение и назначение лечения на основании ассоциации
между болезнью и лекарством в противоположность «логической» медицине, ищущей
причины болезней. Некоторые свидетельства причисляют Галена к ученикам скептиков.
Если скептик ищет истину, то позицию критика можно обозначить словами
Леонардо да Винчи, написавшего в трактате «О науке и искусстве»: «…ошибки узнаются
больше в чужих произведениях, чем в своих, и часто, порицая чужие ошибки, ты не увидишь
своих больших». Истинность или ложность того или иного учения проверяется самой
жизнью, а также результатом, иными словами, последствиями, которое это учение несет.
Средневековый врач, основатель ятрохимии Парацельс (см. Приложение), считал,
что существует две разновидности знания: одно знание – от опыта, другое – от ума. «То
знание, что от опыта, – двояко: и одна его сторона – наставления врачу и основание для
деятельности его, а другая – заблуждение его и ошибка… Другой вид знания – не что иное,
как слухи, опытом не подтвержденные. И может оно оказаться истинным порою, но не будет
оно незыблемо, и не может такое знание служить основанием для истины, а послужит
таковым для ошибки – ошибки, софистикою прикрашенной. И не можем мы учить медицине
посредством слухов или чтения, но только посредством изучения». Ученый же, как считал
Парацельс, «должен строить свои рассуждения на Святом Писании и брать из него свои
аргументы».
Глагол «смотреть», как и «видеть», относится к зрительному восприятию. Но
существует смысловая разница между ними: смотреть – не значит видеть. Прежде всего эта
разница определяется их этимонами: «видеть» в старославянском, готском, древнегреческом
и др. произошел от «ведать, знать», то же – в древнеиндийском (Веды, т.е. знания);
«смотреть» – сохранил первоначальное значение из древнерусского и старославянского,
которое дополнилось из праславянского определениями «смотрения»: «осторожный» и