140
составляющий проблему нашего размышления и входящий в структуру А, неожиданно
вошел и в структуру Б. Следовательно, разрушение структуры, в которой первоначально
возникает проблематический пункт X, и перенос этого пункта в совершенно другую
структуру являются основными условиями продуктивного мышления» (Выготский).
В словаре отмечены четыре значения глагола «видеть»: 1) воспринимать зрением;
2) иметь зрение, обладать способностью зрения; 3) сознавать, понимать, чувствовать; 4)
считать, признавать кого-либо чем-либо, принимать за кого-либо.
Кроме того, в качестве оттенков значения к первому значению даны: а) иметь
личную встречу; б) мысленно представлять, воображать; в) испытывать, переживать. У
третьго значения есть оттенок «находить, обнаруживать в ком-либо что-либо».
Сразу же можно сказать, что все значения включают следующую триаду, которой
можно определить «видение»: понимать – размышлять – знать. «И открылись глаза у них
обоих, и узнали они, что наги» (Бытие 3:7). В греческом варианте Библии (Септуагинта)
употреблены слова
ophthalmos
и глагол
gignosco
«знать, познавать», что указывает знание,
получаемое посредством зрительного восприятия предмета, констатирующего его
существование в процессе осмысления. То же самое присутствует и в латинской Вульгате:
oculus
«глаз» и
cognoscere
«знать, познавать».
В этом случае «видение» становится синонимом «распознания» (
diagnosis
):
- Я понимаю, чтό вижу, т.е. принятие зримого как существующего, «то, что
действительно, может действовать, свою действительность нечто выказывает через то, что
оно производит» (Гегель).
- Я размышляю над тем, чтό вижу, т.е. постижение внутреннего смысла зримого,
выделение его признаков, выступающих в виде конкретных знаков. На основании
сравнительного анализа в индоевропейских языках слова «знак», проведенного М.
Фасмером, индоевропейский корень слова
знак
ĝen- «знать» происходит из ĝen- «рождать(-
ся)». Можно сделать вывод, что этимон этого слова передал и назвал действие познавания,
узнавания, становление известным для познающего врача.
- Я знаю, чтό вижу – результат, который которого запечатлевался в имени каждой
конкретной разновидности болезни, несущем знание о познанном. Причем оба глагола-
этимона (знать и рождаться) несовершенного вида, т.е. с незамкнутым рядом объекта знания,
что предполагает возможные мутации и вариации содержания, запечатленного в имени
болезни, при условии, что этот объект есть предмет, из которого следует извлечь
информацию и овладеть смыслом того, о чем сообщают знаки, производимые болезнью.
Таким образом, название каждой разновидности болезни становится ее собственным именем,
носителем информации в материальном мире для врачей. Имя каждой болезни – это
ключевое слово, которое, как считали древние, содержит некую тайну; и тот, кто постиг эту
тайну, становился могущественным обладателем информации, заложенной в этом слове.
Этот процесс видения первоначально может иметь приоритетом одно из двух
оснований: априорное (до опыта, независимо от опыта) и постериорное (на основании
опыта). Априорное изначально основано на вере – либо в то, что говорит Слово Божие (см.
Библия), либо – на разнообразных мнениях людей, пусть и «великих»:
tertium non datur.
Априорное знание переходит в постериорное при условии использования способности к
различению «добра и зла», основанную на опыте и формирующую внутреннюю
убежденность в истинности или ложности видимого, когда «чувства навыком научены».
Именно эта способность делает людей «великими» в глазах большинства потому, что они
умели и не боялись мыслить самостоятельно и обладали смелостью принимать решение и
нести ответственность за него, опять же обусловленной внутренней убежденностью.
Постериорное основание определяется приоритетом интеллекта (если он развит),
ориентирующегося больше на зрительно-эмоциональное восприятие действительности.
Тогда зримое, постигаемое глубоким интеллектом, доискивающимся причины
существования этого зримого, приводит к формированию веры, обусловливающей