139
ему присваивалось первое друидическое звание – овид. Поэтому простой народ зажигал в
самые темные часы огромные костры, словно пытаясь с их помощью удержать силы
потустороннего мира. К сожалению, современный человек крайне редко осознает, какая
масса распространенных обычаев уходит корнями в языческие учения и верования; друиды
же наложили четкий отпечаток на их формирование. Например, обычай вручать сердца на
Валентинов день – в этот день друиды вынимали сердце из белого быка для гадания; ловля
яблок была ритуальной игрой, целью которой был контакт с иным миром, поскольку яблоки
символизировали подземный мир; первомайский праздник – древний кельсткий праздник
Белтан, которым отмечался первый день светлой половины года, персонифицированный
Белиносом, древним огненным богом света, и пр. Пророчествующая голова одного из
древних кельтских богов превратилась в святого по имени Альбан, первоначально – Альбион
(«белая луна») – древнее название Британии. Святой Альбан изображался с фонтаном,
бьющим у него из-под ног, – распространенный языческий символ эзотерического знания.
Древний бог скандинавов Мимир также был духом одноименного фонтана, послужившего
Одину источником волшебного напитка знания. Венок из черепов или отрезанных голов был
атрибутом индусской богини Кали, который отождествляли с буквами алфавита и с ее
священными четками.
В мифах небесный свод часто описывается как череп первобытного умершего
бога, например скандинавского Имира, а земная ось (колонна мира) – как его позвоночник. В
алхимии череп означал процесс разложения, поэтому его в качестве предупреждения
изображали вместе с перекрещенными костями на сосудах с ядами. Иезуитские мистики
рекомендовали созерцание черепа в качестве духовного упражнения, чтобы усилить
осознание смерти посредством размышления
momento mori.
В изобразительном искусстве
знатные люди изображались часто с рукой, лежащей на черепе, что передавало Соломонову
констатацию «суеты сует», бренности человеческого существования:
Sic transit gloria mundi
.
Череп, увенчанный виноградной лозой, символизировал надежду на спасение и вечную
жизнь с Богом, согласно тому, что с истинной виноградной лозой сравнил себя Иисус
(Евангелие от Иоанна 15:1).
Существовало мнение, что, если выпить воды из черепа самоубийцы, можно
вылечить эпилепсию. В качестве посуды для питья черепа убитых врагов использовались
древними скандинавами, отсюда произошел скандинавский тост
skoll
(«череп»).
На арамейском языке (бывшем официальным языком Ассирийского царства,
поглотившего Вавилон и Месопотамию, простиравшегося от Средиземного моря до границ
Индии) верхняя часть черепа называлась «гулгулта», давшая название месту, внешне
напоминающему эту часть черепа. Это название сохранилось в истории как Голгофа – место,
где был распят Иисус Христос, Сын Божий, о чем предсказывали ветхозаветные пророки:
«Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни: а мы думали, что Он был поражаем,
наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония
наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Исаиа 53:4-5).
Старославянское «глава» обозначало как верхнюю часть тела, так и по аналогии
верховную власть (в семье, в роду и пр.). Древнерусское слово «голова» связано с
древнеисландским
kollr
«округлая вершина горы, голова», родственное латинскому
calva
«череп» (от
calvus
«лысый»). Древнерусское «голова» имело еще значение «убитый».
Примечание 7.
«Греческий язык и греческая мысль особенно интимно и
проникновенно связывали знание с глазами, «умозрение» – с телесным зрением. Достаточно
вспомнить, что наши «теория» и «идея» получились из греческих «смотрения» и «облика» и
что вся платоническая метафизика света немыслима без прочувствования связи между оком
и умом» (Аверинцев). Общая закономерность «от ощущений к интеллекту» находит в
каждом слове свои варианты. «Для возникновения настоящего продуктивного акта
мышления, приводящего мысль к совершенно новому пункту... необходимо, чтобы X,