138
перелома; 6) раны не в том месте, где был нанесен удар. Словом «знак» в русском переводе
передан гиппократовский хирургический термин έδρα
hedra,
хедра, что буквально значит
«седалище», «место для сидения» (отсюда
kathedra
). Он обозначает след, оставленный на
кости оружием; место, где оно было; оттиск, отпечаток.
- Показания к трепанации. Трепанацию рекомендовалось проводить в первые три
дня ранения. Трепанация черепа принадлежала в то время к числу обычных операций;
применение ее относится к глубокой древности, на что указывают трепанированные черепа
при археологических раскопках. Для операции служил трепан с пилообразными зубцами,
венечный и буравящий трепан.
- Расспрос и исследование больного. Здесь Гиппократ требует «приложить свое
разумение, чтобы постараться различить то, что неявно для глаз, и распознать», учитывая
состояние раненого, его возраст.
- Характер раны в зависимости от свойств оружия.
- Раны в области швов.
- Лечение ран: добавочные разрезы, применение лекарственных веществ,
трепанация, выскабливание.
- Признаки наступающей смерти: «Если раненый должен умереть от раны головы
и его невозможно вылечить и спасти, то вот признаки, по которым можно узнать того, кто
предназначен к смерти, и по которым можно предсказать, что должно случиться. Вот что
испытывает больной. Когда врач, не распознав в кости перелома или трещины, ушиба или
какого бы ни было повреждения, ошибается и производит надлежащего лечения, когда оно
необходимо, и оставляет больного, как будто бы кость была здорова; лихорадка
обнаруживается обычно раньше истечения 14 дней зимою, летом же – после 7 дней. Когда
это произойдет, рана обесцвечивается. Оттуда вытекает немного сукровицы, и воспаление в
ней замирает; рана становится липкой; она получает вид солонины; цвет красный, немного
синеватый. С этих пор кость начинает омертвевать; из белой (какой она была) она
становится черноватой, в конце имеет желтоватый или беловатый цвет. Если она уже
пропитана гноем, фликтоны образуются на языке и больной умирает в бреду. Он
схватывается конвульсиями. У большинства больных – с одной стороны тела: если рана
находится на левой стороне головы, конвульсии охватывают правую сторону тела; если рана
находится на правой части головы, конвульсии охватывают левую часть. Некоторые даже
поражаются апоплексией. И при таких явлениях смерть наступает раньше 7 дней летом и
раньше 14 дней зимой. Значение этих признаков одинаково, будет ли рана у более взрослого
или у более молодого». При появлении этих признаков Гиппократ рекомендует немедленно
трепанировать кость до мозговой оболочки или скоблить ее распаторием, а после операции
лечить больного «согласно тому, что кажется необходимым, смотря по обстоятельствам».
Некоторые древние языческие народы полагали, что вместилищем человеческой
личности – души была голова. Поэтому они поклонялись головам, которые отделяли от тел
мертвых героев или обожествляемых предков, и сохраняли их для прорицания.
Во многих кельтских сагах мумифицированные головы прорицали. Кельты
превращали в фетиши не только настоящие головы, но и головы, вырезанные из камня,
дерева, тыквы или репы. Сначала из этого материала вырезалось подобие головы, а затем
внутрь помещалась горящая свеча, чтобы оберечь всех домашних, – по одной «голове» на
каждого. Почитание кельтами головы как трофея, способного отвратить зло, было выражено
в самом важном и древнем друидическом празднике мертвых «самайн» (канун Дня Всех
Святых), или «хеллоуин». Именно в этот «канун» происходило одно из посвящений в
друиды. Суть его – победа посвящаемого над демонами собственных мыслей, которые
представляли самые грозные силы из всех. Считалось, что в эту ночь обитатели
потустороннего мира «переходят» границу мира физического и несут смерть живым душам,
мучая их так же, как мучили их. Если претендент проходил это испытание и, поборов страхи,
овладевал властью над призраками умерших и демонами, то становился их «господином» и