Стр. 144 - 2

Упрощенная HTML-версия

144
свиньи, после того как Ясон убил посланного за аргонавтами в погоню брата Медеи. В
«Одиссее» Гомера также упоминается остров колдуньи-богини Кирки (V. 64, 239), которая
занимается приготовлением магических снадобий.
Слово «яд» в русском языке этимологически связано либо с индоевропейским
ed-
«еда, пища» (эвфемистическое название яда – «кушание»), либо с индоевропейским
oid-
,
которое этимологи связывают с греческим ионийским
oidao
«набухать, пухнуть;
волноваться, быть в смятении» (в беотийском и дорийском диалектах это форма
eido
«виднеться, появляться; казаться, представляться; делать вид, притворяться; уподобляться,
быть похожим»).
Примечание 9.
В древнегреческой традиции болезнь сравнивали с войной,
поскольку болезнь выступала признаком состояния, характеризующимся отсутствием
целостности (мира), обусловленной какой-либо причиной. Выражением данного состояния
служило слово άμαρτία, имевшее, кроме значения «болезнь», значения «ошибка, вина,
проступок», которое использовал Гомер для обозначения «потери цели», когда воин не в
состоянии был поразить врага своим копьем, а Фукидид – для обозначения потери верного
пути. Этимоном слова «болезнь» в современных европейских языках является слово «боль»:
peine (
немецкий)
и
pain
(английский) происходят от латинского
роеnа
«наказание, кара,
страдание, мучение»; во французском «боль»
mal
происходит от латинского
malum
«зло,
вред, наказание». Этимон русского слова «боль», имеющего один и тот же корень в
славянской группе языков со значением «ощущение физического и нравственного
страдания», предположительно относится к готскому
balwa-wësei
«злость, ехидство»;
balwjan
«мучить»; к древненемецкому
balo/balu
«уничтожение, гибель»; к
древнеисландскому
bol
«зло, вред, бедствие, несчастье»; к древнеанглийскому
bale
«бедствие, несчастье»; древнесаксонскому
balo
«зло». На основании приведенных
этимологий проявляется «первообраз» болезни –
зло, наносящее вред, приносящее страдание
и ведущее к гибели в результате наказания
.
Согласно библейской традиции зло
характеризуется хаосом (беспорядком, тьмой) и выступает образом греха. Этимон слова
grĕхъ в старославянском языке имел значение «жжение совести». В древних культурах
совесть понималась как «тысяча свидетелей», хотя для обличения преступника или для
подтверждения правоты достаточно было двух истинных свидетелей в соответствии с
правовым законом, принятым в древних цивилизациях еще до оформления римского права.
Примечание 10
. Персонификация непредсказуемой водной стихии, приносящей
хаос, нашла отражение в имени
Hydra
Гидры –
мифического существа, воображаемого в
виде многоголовой морской змеи, которую родила Ехидна, наполовину женщина
наполовину змея, от своего мужа Тифона. Она поселилась в озере Лерна, куда приходили за
очищением убийцы (отсюда поговорка: «Лерна бед»). Гидра символизировала источник
подземных рек, которые периодически выбивались на поверхность и затопляли землю: если
перекрывался один из многочисленных выходов, вода пробивала себе дорогу в другом месте.
С именем Гидры связана мифологическая интерпретация повествования о первом появлении
переселенцев из Палестины, принесших с собой на Пелопоннес культуру земледелия. В
Лерне они столкнулись с древним святилищем жриц-данаид луны-богини, которая свивала
из льняной нити узкое полотно (свивальник) для новорожденного, проставляя на нем
родовые и племенные знаки, определяющие жизнь ребенка. Пятьдесят – это количество
жриц лунной богини, в обязанности которых входило увлажнение почвы с помощью
дождевой магии, орошение, копание колодцев. Верховной жрицей данаид становилась
победительница в беге (от этого вида спорта берут свое начало Олимпийские игры),
мужчина-победитель становился царем-жрецом и женился на верховной жрице. Их
совместное правление длилось пятьдесят лунных месяцев, после чего царь умерщвлялся и
путем соревнования выбирался следующий. Если первая попытка эллинов захватить