132
политическое, экономическое и социальное устройство Израиля. Столицей государства стал
древнейший город Иерусалим, куда был перенесен ковчег завета. Хотя Давид «имел на
сердце» построить «дом во имя Господа», ему не было разрешено осуществить это, как
написано во 2 книге Царств и 1 Паралипоменоне: «Но было ко мне слово Господне, и
сказано: «Ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени
Моему, потому что пролил много крови на землю перед лицом Моим» (1 Паралипоменон
22:8). Одержав военные победы над Филистимлянами, Моавитянами, Дамасской Сирией,
Идумеянами, Аммонитянами и др., Израиль во главе с Давидом стал мощным государством,
признанным всеми существовашими тогда мировыми державами. Давид имел деловые и
дружеские отношения с царем Сидонским и Тирским – Хирамом, поставлявшим материалы
и мастеров для строительства храма, который должен обладать великолепием, способным
отразить величие Божие. В знак почитания Бога Израиля, Который даровал Давиду военные
победы, в Израиль присылались от царей золото, серебро и другие богатые дары. Таким
образом, отец передал богатое Израильское царство в руки сына, наставляя его: «Да даст
тебе Господь смысл и разум, и поставит тебя над Израилем; и соблюди закон Господа Бога
твоего. Тогда ты будешь благоуспешен, если будешь стараться исполнять уставы и законы,
которые заповедал Господь Моисею для Израиля. Будь тверд и мужественен, не бойся и не
унывай» (1 Паралипоменон 22:12-13). В своем правлении Соломон всецело зависел от Бога.
Разумное царствование (прим. с 1015 до 975 г. до н.э.) Соломона, подкрепленное браком с
дочерью фараона XI династии, утвердило международное признание Израиля. Если 40-
летнее царствование Давида было отмечено войнами, то во времена Соломона был мир (как
это обещал Бог Давиду: «Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный; Я дам ему
покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломон. И мир и покой дам
Израилю во дни его», 1 Паралипоменон 22:9), способствующий строительству храма и
городов (он разделил растущее израильское царство на двенадцать провинций) и
процветанию Израиля.
Слава о мудрости Соломона, дарованной ему Богом, распространилась по
древнему миру. Царь Хирам, например, связывал мудрость Соломона с предпринятым
строительством храма (2 Паралипоменон 1-7). Царица Савская, «услышав о славе Соломона
во имя Господа, пришла испытать его загадками» в Иерусалим. Прибыла она с «весьма
большим богатством» и «беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце. И объяснил
ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не объяснил ей. И
увидела царица Савская всю мудрость Соломона», которая не только заключалась в словах,
но и явлена была как в организации управления государством и в инженерных постройках,
так и в быту (т.е. образ жизни; здесь следует подчеркнуть, что только женщина может
отметить такие «мелочи», с точки зрения мужчины, как одежду, стройность слуг, еду,
которую подавали за столом, и пр.). Увидев все собственными глазами, царица Савская «не
могла более удержаться и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих
и о мудрости твоей: но я не верила словам, доколе не пришла и не увидели глаза мои: и вот,
мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала.
Счастливы люди твои и счастливы сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и
слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил
посадить тебя на престол Израилев!» (3 Царств 10:2-3; 6-9).
Савея (Сева или Саба) – столица древнего жреческого государства,
расположенного по Нилу и его притоку; называли ее по имени основателя – Севы, сына
Хуша, который был сыном Хама (Бытие 10:6-7). Хам – младший сын Ноя, проклятый отцом
за то, что «увидел наготу отца своего и, выйдя, рассказал двум братьям своим» (Бытие 9:22).
По имени Мицраима, второго сына Хама, называли другую древнюю страну, известную нам
под греческим именем Египет, и т.д. Особо Бытие выделяет Нимрода – сына Хуша, ставшего
царем шумеров, заложивших основы вавилонской цивилизации, соперничавшей с
египетской. Иосиф Флавий отождествляет Савею с Мерое; Геродот называет Мерое