131
древнеиндийскому
bhávati
«есть, имеется, происходит», готскому
bauan
«жить»;
es
является
праформой jьstъ «истъ», от которого – древнерусское и старославянское «истина», а также
«истокъ», что значило «истинный, сущий»; «тот же самый»; «подлинный, верный,
определенный, надежный».
Греческое
genesis
имеет индоевропейский корень
ĝenа
- «рождать», послуживший
основой для наименования частей тела (лат.
gena
«щека»; греч.
genos
«подбородок, щека,
челюсть»,
gnathos
«челюсть»,
genitalia
«детородные органы»). Например,
genu
«колено»,
которое выступает в двух значениях: 1) родственные связи
genus
«род»; 2) часть тела –
«колено». Древняя этимологическая связь между индоевропейскими ĝen «род» и ĝen
«колено» обусловлена сравнением родственных связей со связями, существующими между
частями тела. Вторичное значение индоевропейского
ĝenа
- – «знать», от него греческое
gnosis
«знание, познание».
Существующая этимологическая связь «знания» и «рождения» восходит к
доиндоевропейскому периоду. Один из египетских иероглифов изображал стоящую на
коленях рожающую женщину, что отражало обычное положение роженицы в древности.
Коленопреклоненное положение принималось и при обращении к Богу, т.е. эта поза
выражалa признание и раскаяние не только в собственных грехах, но и в грехах всего рода
(колена), а также смирение, почтение, зависимость, благоговейный трепет перед Создателем,
чье невидимое присутствие открывается через Его творения. Поэтому «знание» понималось
не как умозрительные человеческие заключения, а как откровение Бога о Себе, о законах, Им
установленных, как в нравственной области для регулирования социальных
взаимоотношений, так и в природном мире.
Знание, в соответствии с библейской традицией, – это не сила интеллекта и
обширные знания, которые, как считали разумные люди, уму не научат. Знать – значит не
только понимать, но и соответствовать своему знанию, что равносильно понятию мудрости,
слова, которое транслитерировано в русский язык из греческого: μυθος (мутхос) «слово,
знание». В этом смысле «слово» является синонимом «знания», дающего силу, т.е. слово
(знание) – мощное оружие, использующееся во благо, а невежество (антоним знания)
обусловливает искаженное знание, провоцирующее зло и дающее основание для ведовства,
колдовства (отсюда «ведьма, ведьмак»), существующего по настоящее время. Такой человек,
по причине своего невежества (лат.
profanиs
«человек, не имеющий права входа в храм»,
«непосвященный»; греч.
idiotes
«неученый, несведущий человек», «невежда» у Платона,
Аристотеля), пытается воздействовать на обстоятельства, других людей, часто в своих
корыстных интересах (желание славы, власти и материальных благ), не осознавая, какой
опасности он подвергает себя, своих близких и обращающихся к нему людей, желающих
решить свои проблемы. Г. Галилей назвал невежество матерью злобы, зависти, алчности и
всех низких и грубых пороков. Поэтому истинная мудрость неотделима от нравственности:
если человек мудр, то он непременно ведет себя достойно имеющемуся у него знанию и
применяет его в жизни, учительницей которой считали философию (см. Плутарх
«Застольные беседы» кн. 1 Вопрос 1). Вероятно, в этом состояла априорная миссия учения о
мудрости (философии), которую Платон понимал как умение рассуждать и рассматривал как
величайшее благо, ниспосланное Божеством человеку, но искаженное сомнением, названным
Гераклитом болезнью ума, «человеческое мудрствование постоянно дрейфует в сторону
материализма, порождая поверхностность современной науки и философии» (цит. по
Холлу). Фрэнсис Бэкон достаточно выразительно резюмировал ситуацию, продолжающуюся
углубляться и поныне: «Мелкая философия сподвигает ум человеческий к атеизму, а
глубокая философия приводит его к Богу».
Мудрость часто связывается с именем израильского царя Соломона («мирный»
или «богатый миром») – сына избранного Богом царя Давида (книги Царств, 1
Паралипоменон), основавшего государство Израиль, объединив все колена израильские на
основании веры в Единого Бога, Который утвердил его царство. Давид разработал