Стр. 130 - 2

Упрощенная HTML-версия

130
великое чудо, для чего произносили магические заклинания и научили Орфея мистериям
богини. Если имена дактилей-мужчин были известны (Геракл, Пеон, Эпимед, Иасий и
Акесид), то имена их сестер строго хранились в тайне. Геракл, принеся дикую оливу от
гиперборейцев в Олимпию, устроил соревнование в беге между братьями, положив, тем
самым, начало олимпийским играм. (Награждать оливковой веткой победителей игр стали с
седьмой Олимпиады, когда дельфийский оракул приказал заменить оливой яблоневую ветвь,
которую вручали победителю как приз.) Таким образом, мифические дактили – это
олицетворение пальцев. Орфические предания основывались на календарной
последовательности магических деревьев, каждому из которых соответствовал свой палец,
являвшийся частью языка знаков, и своя буква орфического календаря-алфавита
фригийского происхождения. Дикая олива соответствовала верхнему суставу большого
пальца, считавшемуся олицетворением мужской силы и потому назывался Гераклом;
средний палец (палец глупца) соответствовал Эпимеду; Иасию – безымянный
(лекарственный палец), на котором носили перстень с изображением змеи, спутницы
Эскулапа, римские врачи. Аналогичные параллели существовали и в хиромантии, корнями
уходящую в глубокую древность. Жрецы и маги владели этой оккультной системой знаний,
связанной с астрологией. В средние века одним из крупнейших хиромантов, как отмечают
исследователи, был Авиценна. У греков Сатурн соответствовал Эпимеду, поскольку Сатурн
показал себя тугодумом в борьбе с Зевсом; бог врачевания Аполлон соответствует Иасию, а
указательный палец отдан Юпитеру (Зевсу); мизинец, которому соответствовал Меркурий
(Гермес), считался магическим пальцем. Поскольку в древности металлургия связывалась с
магическими формулами, то кузнецы считали пальцы своей правой руки дактилями, а левую
руку оставляли для чародеев.
Авторский текст статей II части пособия построен таким образом, чтобы не
навязывать читателям свою позицию, обеспечивая их готовыми выводами, но, чтобы
предложить им возможность самим продолжить размышления над прочитанным,
стимулируя желание самостоятельно разобраться в заинтересовавшем их материале,
обратившись для этого к источникам, представленным в списке использованной литературы.
Выбор основных источников, вынесенных в Приложение, обусловлен тем, что они
позволяют познакомиться с историческим фоном и некоторыми учениями, формировавшими
границы медицины, а также частотностью обращения к ним при составлении тезауруса. Это
– вневременная Библия (Ветхий Завет и Новый Завет на русском языке, латинская Вульгата и
древнегреческая Септуагинта в электронном варианте), которая является существенной
частью человеческой культуры, где содержатся практически все основы человеческих
учений, и к которой обращались и обращаются многие ученые-исследователи; Эмпедокл (V
в. до н.э.); «Гиппократов Сборник» (ок. III в. до н.э.); Лукреций (I в. до н.э.); Гален (II в. н.э.),
Авиценна (X-XIвв.); Везалий (XVI в.) и Парацельс (XVI в.).
При объяснении этимологии терминов были использованы наряду со словарями
(латинским И.Х. Дворецкого, электронной версией древнегреческого словаря того же автора,
этимологическим словарем русского языка М. Фасмера, В. Даля) сборники древнегреческих
мифов и символическое толкование понятий, закрепленных в терминах медицины,
поскольку они являлись формирующей основой мировосприятия древних людей и
послужили в некоторой степени источниками философско-религиозных учений, заложивших
существенную теоретическую часть современной медицины.
ПРИМЕЧАНИЯ
Примечание 1
. Термин
genesis
имеет древнюю этимологию. Этим словом
называется первая книга греческой Септуагинты (Библия см. Приложение). В русском языке
это «Бытие», этимологически связанное с индоевропейским
es
«быть», родственным